Жизнь прожить - не поле перейти, - так любила говорить соседка моих родителей баба Шура. Эта маленькая сухонькая старушка пережила все тяготы войны и послевоенного детства. Но добрые глаза на морщинистом лице светились теплотой и заботой. Теплыми летними вечерами она любила отдыхать на скамеечке возле своего крылечка. В это время туда светили лучи заходящего солнца, и баба Шура радовалась им, словно ребёнок, завидев маму. Мы очень любили эту старушку. И когда она появлялась на улице, спешили к ней спросить, чем нужно помочь, и просто посидеть рядом с ней, послушать её рассказы.
О своём тяжелом детстве баба Шура говорить не любила. Слишком грустно было вспоминать эти тяжёлые годы. Но иногда она всё-таки заводила этот разговор. Её глаза наполнялись тоской и болью. Рассказывала она отрывками, но из всего сказанного было понятно, что доля ей выпала тяжёлая.
Баба Шура родилась в многодетной семье. Кроме неё были еще младшие брат и сестра.
"Электричества не было. В доме зимой было холодно, все вечера сидели на печке. Верхняя и нижняя одежда вся была домотканая, на ногах носили лапти.
Мать напечёт лепёшек из очисток картофельных, с мукой смешает и ещё нальёт в посудину молока, потом мы с братом и сестрой хлебали эту мешанину ложками. А весной собирали в поле пистики, крапиву, а мать из них варила кашу.
Когда училась в школе, на уроках сидели в одежде, потому что холод был страшный. Тетрадей не было, писали на старых книгах между строчек, на бересте, чернила делали из сажи.
С девяти лет работала на лошади: весной боронила поля, а летом навоз возила. Землю пахали на своей корове, дрова в лесу сами рубили топором и таскали на санках к дому.
Отец погиб на фронте. Война кончилась, мне было 10 лет, сестре 7 лет, брату 4 года. После войны мама вышла замуж. Дядя Паша прошёл всю войну, был очень хорошим, и нас, троих детей, принял, как родной отец. Жить стало полегче.
Время шло, мы подрастали. Вышла замуж. Работала в колхозе дояркой, муж конюхом. Родилось четверо детей. Эх, - вздыхала баба Шура, - хоть и бедно жила наша семья, но мы были счастливы. Дети росли, учились, мы с мужем из-за постоянной работы и видели то их редко, занималась ими бабушка. Но все выросли хорошими людьми.
А сейчас вот сижу, радуюсь лучикам солнца, жизнь прошла не зря."
Баба Шура не жаловалась. А мы, слушая её рассказы, больше начинали ценить в своей жизни то, что имели. Эта старушка сама была для нас, как теплое ласковое солнышко.