Человек — социальное существо. И ещё в древности причастность к племени давало больше шансов на выживание.
В современном мире не бегают динозавры. Не нужно постоянно думать, как убить мамонта, чтобы прокормить себя и стаю. Появились новые заботы, стало безопаснее жить. Однако, выживание и размножение продолжают двигать нами. Поэтому мы так боимся опоздать на встречу или одеться на праздник не по дресс-коду. Всё дело в социуме. Если опоздать, можно потерять работу — возможность прокормить себя и семью. Если одеться не по правилам вечеринки, можно стать отвергнутым. А причастность к группе даёт больше шансов на выживание.
Так при чем тут мода?
Популярность набирает то, что выбирает большинство людей. На наш выбор влияет не только качество продукта, но и одобрение других. Так ощущается причастности к группе.
Соломон Аш выдал испытуемым тест, состоящий из простых вопросов. Участники отвечали чаще всего правильно, но когда им показали ответы других, начинали менять вариант со словами: "Наверное, я был не прав…". Исследования мозга показало: участников подкупало чужое мнение и они начинали думать так же.
Мэтью Салганик применил похожую стратегию к музыке. Он с командой разработал плейлист с малоизвестными исполнителями, подключили сортировку по популярности и дали 14 341 человеку возможность прослушивать, скачивать песни. Оказалось, люди скачивают чаще те, которые изначально выбрало большинство. Чем дольше проводился эксперимент, тем быстрее росло расстояние между топовым и провальным хитом.
Социум влияет на наш выбор
Мэтью доказал это в ещё одном эксперименте, для которого было создано 8 версий сайта с музыкой.
Участники оказывались в разных модификациях. Первыми запустили людей с разными музыкальными предпочтениями. На первый сайт зашёл любитель рок-н-ролла, на второй — кантри, на третий — джаза… . Каждая реальность находилась в одинаковых условиях, однако развивалась в соответствии с выбором первых участников. Ведущая композиция одного сайта становилась аутсайдером на другом.
Эксперимент показал: на выбор слушателей влияет общество и качество.
Заведомо плохие треки ни в одном варианте не поднялись на высокие строчки, как и качественные на нижние. С модой работает так же, мы отдаём предпочтение тому, что выбирает социум.
Второй фактор влияющий на наши предпочтения — быть на виду.
Приведу пример из своей жизни. Велосипедки стали модными в 2018 году. Социальные сети кишили фотографиями знаменитостей в них. Позже появились на страницах стилистов, популярных личностей и, наконец, обычных людей. Изначально мне не нравилась вещь, но со временем я начала присматриваться. Стали нравится образы с пиджаком, потом с оверсайз футболкой, но исключительно с велосипедками чёрного цвета. А месяц назад я скидывала подруге фото кислотно-жёлтых и ярко-розовых, чтобы помогла определиться какие заказать. Объяснение нашлось в эксперименте профессора университета.
Исследование Морленда заключалось в определении более привлекательной личности. Для этого испытуемым предоставили четыре фотографии. При этом три девушки были приглашены профессором на лекции. Каждая из них садилась на первые ряды на виду у всех, молча писала конспекты и уходила с пары. Ненавязчиво попадались на глаза, но особо не запоминались.
Первая девушка не посетила ни одной пары, вторая — 5, третья — 10 и четвёртая — 15. После чего в Питсбургском университете участников стали спрашивать: Кого из женщин вы считаете более привлекательной? Хотели бы с ней подружиться?
Типичные студентки внешностью особенно не выделялись. Предпочтения у всех разные, поэтому кто-то выбирал одну, кто-то другую. Однако, была выявлена закономерность: девушка, посетившая больше лекций чем остальные определялась как самая симпатичная.
Человек отдаёт предпочтение тому кого или что чаще видит.
При этом не стоит упускать из виду, что атака рекламой вашего продукта, преследование объекта симпатии дадут противоположный эффект.
Желание принадлежать обществу не означает, что мы хотим быть как стадо баранов. Нам хочется выделяться, отличаться от социальной группы, к которой принадлежим.
Ещё один пример из моей жизни.
Я работала продавцом-консультантом, нам с поставкой пришли базовые шорты, которые сразу мне приглянулись. После размещения в зале, пошли продажи. Но с каждой неделей их стали скупать всё больше и больше людей. Продажи выросли настолько, что с каждой поставкой мы получали пять коробок с шортами и на следующий день у нас не оставалось ни одних. За два месяца, они так надоели, что я была уверена: "Я их не куплю".
Когда вещь обретает огромную популярность, она есть у каждого второго, мы отказываемся от неё.
Снобом быть не круто. В этот момент на замену приходят новое или хорошо забытые старое. Цикл повторяется.
Конечно люди уверены, что индивидуальны и выбирают только исходя из своих интересов, но на самом деле нас формирует окружающая среда.
Подражая, мы получаем одобрение и убеждаемся в правильности своего пути. Но человек смешивает в себе две крайности: быть как все и выделяться из толпы. Мы хотим быть похожими на родителей, старшего брата или актёра из любимого фильма, но в то же время оставаться уникальными.
Если понравилась статья, не забывайте ставить лайк. Так же пишите в комментариях на кого хотели быть похожим в детстве, на кого сейчас? Какие люди вас вдохновляют?
#психология #модастилькрасота #топтоваров #каквыделиться #примердляподражания #снобизм #эксперемент #выходвтоп