В Советском Союзе кинематограф имел особое значение, являясь, пожалуй, самым популярным и доступным видом искусства. Действительно, хотя в стране уделялось немало внимания культурному досугу населения — чтению, театру, концертам, лекциям, превзойти кино оказалось невозможно. Каждая премьера собирала миллионы зрителей. А уж популярные актеры и актрисы становились больше, чем просто “звездами”. Их обожали, на них равнялись, их считали чуть ли не близкими людьми и в то же время небожителями.
Если задаться целью определить самых популярных актеров СССР ХХ века, то эта задача будет не из легких. Так вышло, что советский кинематограф дал миру целую плеяду блестящих мастеров экрана, которые и по сей день радуют нас, заставляют смеяться, плакать, задумываться на важнейшими вопросами бытия. Так что определить “самых-самых”, пожалуй, что невозможно. Но отдать дань уважения, рассказав хотя бы о некоторых из них, все же стоит.
Николай Афанасьевич Крючков пришел в профессиональное кино из художественной самодеятельности. Он происходил из трудовой семьи, учился на гравера при знаменитой Трехгорной Московской мануфактуре и там же дебютировал на сцене в местном театральном коллективе. Когда Крючков поступил в школу актерского мастерства, работать на мануфактуре он не бросил, совмещая трудовую деятельность и учебу. Первая роль в кино досталась ему в 1933 году. А в 1939 году на экраны страны вышел фильм “Трактористы”, сделавший его знаменитым. За несколько лет Крючков стал ведущим советским киноактером и создавал на экране образы мужественных героических людей, хотя его талант позволял актеру играть и комедийные, и отрицательные роли. За свою жизнь Крючков исполнил около 120 киноролей.
Николай Николаевич Рыбников был настоящим кумиром кино в 50-60 годы ХХ века. В основном, он исполнял роли простых парней трудовых профессий — да так, что его считали “своим” в любом уголке нашей страны. На самом деле Рыбников продолжил артистическую династию — его отец также был актером, только драматического театра. Он решил попробовать себя в искусстве в юные годы, закончил ВГИК (мастерскую С.А.Герасимова и Т.Ф.Макаровой, выпустившую немало прекрасных актеров и актрис) и совсем скоро успешно дебютировал в кино. Несмотря на то, что его амплуа “хорошего советского парня” сложилось практически сразу, Рыбникову были по плечу очень сложные драматические роли — Хлестакова, Дон Жуана, Жюльена Сореля. К сожалению, эта сторона его таланта не была раскрыта в полной мере. Как знать, если бы все сложилось по-иному, Рыбников смог бы выйти на мировой уровень и встать вровень с лучшими зарубежными актерами тех лет. А возможно, и превзойти их.
Самый узнаваемый актер СССР, безусловно, Юрий Владимирович Никулин. Фильмы с его участием входят в золотой фонд отечественного кинематографа и давно уже разобраны на цитаты. Никулин также происходит из артистической семьи были актерами драмтеатра в г. Демидове. После службы в армии и двух войн — советско-финской и Великой Отечественной — Юрий Владимирович сделал попытку поступить во ВГИК. Но это ему не удалось. Удивительно, но приемная комиссия не нашла в нем актерских способностей. И тогда Никулин сделал судьбоносный шаг: поступил в школу-студию при Московском цирке. Так начиналась его актерская карьера. На большом экране Никулин дебютировал в 1958 году. Роль была эпизодическая, но его талант разглядели сразу же. Славу Никулину принесли комедийные роли, однако актер был способен на большее — в его карьере были и глубокие драматические роли (Кузьма в “Когда деревья были большими”, Некрасов в “Они сражались за Родину”), и трагедийные (монах Патрикей в “Андрее Рублеве”).
Пожалуй, самым обаятельным и располагающим к себе актером можно назвать Евгения Павловича Леонова. Интерес к актерству проснулся в нем достаточно рано: в 5 классе Леонов записался в школьный драмкружок. Но осознание своего призвания пришло к нему не сразу. Школьные годы Леонова пришлись на период Великой Отечественной войны, так что сразу после 7 класса он устроился на завод учеником токаря. Затем поступил в авиационный техникум, но покинул его после 3 курса ради Московской экспериментальной театральной студии. В кино Леонов дебютировал в 1948 году. А настоящая слава пришла к нему после съемок в комедии “Полосатый рейс”, где Леонов исполнил роль буфетчика-”дрессировщика тигров”. Помимо кино Евгений Леонов играл в театре “Ленком”, озвучивал мультфильмы.
Любимец советских кинозрителей, невероятно харизматичный, музыкальный, пластичный Андрей Миронов — сын актеров Александра Менакера и Марии Мироновой. Он рос в артистической среде и его профессия была практически предопределена. Закончив Щукинское театральное училище, Миронов стал актером Московского театра Сатиры и в том же году сыграл в кинофильме “Три +два”, где его партнерами были Нилов, Жариков, Фатеева и Кустинская. И театральная, и кинокарьера Миронова складывались удивительно удачно. Актеру удавалось воплощать самые сложные и неоднозначные образы. И все они отличались удивительным обаянием. Помимо работы в театре и кино, Андрей Миронов был занят в телевизионных проектах, озвучивал мультфильмы, работал на эстраде.
Актеру Георгию Вицину удалось, кажется, невозможное: он смог победить время. Такова была невероятная сила его таланта. В 38 лет он сыграл глубокого старика — деда Мусия, в комедии “Максим Перепелица”. А в 47 лет — молодого простака Мишу Бальзаминова в экранизации пьесы Островского. Да так, что никому из зрителей и в голову не пришло усомниться, подходит ли он на эти роли.