Найти в Дзене
Электровелосипедист

Как собрать Li-Ion аккумулятор из ячеек 21700 - ёмкость 19 Ач 48 В.

Привет, друзья!

Сегодня покажу вариант сборки батареи для электровелосипеда в китайском корпусе - будет схема сварки и весь процесс в деталях.

Так выглядит корпус аккумулятора, снизу у него имеется колодка с силовыми контактами (фото 2), а в комплекте идёт зарядное устройство на 2 А, ключи и индикатор уровня заряда (фото 3).

Прежде всего нужно понять, сколько ячеек уместится в корпус вместе с BMS. Для аккумулятора на 36 В это количество должно быть кратно 10, а в нашем случае (для 48 В) - кратно 13.

Получилось 52 ячейки 21700, то есть схема сварки 13S4P. Набросал схему, если кому-нибудь пригодится, буду рад.

Схема сварки аккумулятора 13S4P
Схема сварки аккумулятора 13S4P

Прежде чем собирать батарею, ячейки необходимо протестировать. Для этих целей будем использовать прибор RC3563, который при помощи переменного тока измеряет внутреннее сопротивление.

Ячейки имеют ёмкость 4800 мАч, так что при соединении по 4 элемента в параллель должно получиться 19,2 Ач.

Тестирование литий-ионных ячеек
Тестирование литий-ионных ячеек

Ячейки склеиваем суперклеем в соответствии со схемой, а затем нарезаем контакты.

Доступность аппарата точечной сварки делает процесс сборки аккумулятора быстрым и эффективным.

Сварка Li-Ion аккумулятора
Сварка Li-Ion аккумулятора

Для удобства я всегда подписываю контакты, чтобы не сбиться при пайке балансировочных проводов.

Прикидываем расположение платы BMS.

Сваренный аккумулятор
Сваренный аккумулятор

Оклеиваем батарею по периметру синтофлексом, размечаем расположение BMS и балансировочного разъёма. Затем припаиваем провода к каждому контакту и наклеиваем боковые изоляторы из синтофлекса.

Провод на "B+" решил дополнительно защитить стеклоармированной трубкой.

Батарея с балансировочными проводами
Батарея с балансировочными проводами

Подготавливаем силовые провода и припаиваем их к BMS, а затем к батарее. Слева у нас выходит зарядный провод с разъёмом XT60.

Выходные провода припаиваем непосредственно к разъёму на крышке корпуса. Проверяем напряжения на балансировочном разъёме и подключаем его к BMS.

Аккумулятор с BMS
Аккумулятор с BMS

Ответный разъём XT60 припаиваем к зарядному на корпусе, а также к плате отображения уровня заряда.

-8

Теперь нужно протестировать аккумулятор на ёмкость, одновременно убедившись, что всё работает как надо. Ставим его на зарядку. Когда батарея полностью заряжена, проверяем, что напряжение равно 54,6 В (максимальное для номинала 48 В).

После этого подключаем ваттметр, а следом - нагрузку, в качестве которой используется набор 12-вольтовых лампочек. Когда лампочки погасли (BMS разорвала цепь разряда), смотрим показания ваттметра.

Результаты теста на ёмкость
Результаты теста на ёмкость

Результат 18,7 Ач, казалось бы, не соответствует теоретическим 19,2 Ач, которые мы определили ранее, но не стоит делать поспешных выводов. Дело в том, что измерение ёмкости на заводе-изготовителе выполняется током 0,2С, то есть в нашем случае это должно было быть 0,2*19,2=3,84 А.

Фактически нагрузка была выше, чем при заводском тестировании, и ток составил около 7А, поэтому просадка напряжений на ячейках была больше и BMS отключила батарею раньше. Отсюда разница в ёмкости.

Упаковываем батарею в термоусадочную трубку и помещаем в корпус.

-10

Плату индикации заряда крепим к корпусу саморезами из комплекта и подключаем зарядный разъём.

-11

Прокладываем уплотнители, чтобы аккумулятор был надёжно зафиксирован в корпусе, закрываем крышку и прикручиваем её на 8 саморезов.

Батарея готова, можно ставить её на зарядку и отдавать заказчику.

-12

Если понравилось, ставьте "лайк" 👍 и подписывайтесь. Это очень мотивирует к написанию новых статей!

СПАСИБО, что дочитали до конца, и до встречи! 👋