Как известно, мода не существует сама по себе - она является отражением общества. Чтобы понять, почему люди одевались так или иначе, нужно погрузиться в исторический контекст эпохи. Даже если вы ничего не знаете о моде 1910-х годов, то проследив основные исторические события, можно представить, как выглядел человек начала прошлого столетия.
Новый век не сильно отличалось от предыдущего в плане моды. До 1920-х годов мода тяготела к Викторианской эпохе, и именно 20-е годы заложили ту базу во внешнем виде женщин, которую мы до сих пор носим в переработанном виде.
Начало века ознаменовано образом идеальной женщины, которая должна была быть красивой статуэткой. Она не предназначена для работы и долгих передвижений. Длинные платья, узкие юбки и тугие корсеты сковывают движения, а обилие декоративных элементов, таких как рюши, зонтики и банты уменьшают мобильность. В одежде прослеживался максимально феминный силуэт, который еще называют s-образным – затянутая в корсет талия и выделенные грудь и бедра напоминали собой букву S. Сложный крой, обилие меха, бижутерии, перьев и прочего декора были также характерны для платьев начала века.
Все это еще более удивительно на фоне того, что это было время технического прогресса – уже были налажены трансатлантические рейсы, появились железные дороги и автомобили, а также начались первые попытки освоить воздушное пространство. Все предвещает начало глобализации, увеличение количества передвижения граждан, а значит и необходимость в более удобном внешнем виде. Тем не менее, в начале века сохраняются отголоски старого времени и консервативные веяния. Феминистическое движение только начинает зарождаться, а для мужчин женщина все еще лишь красивый аксессуар.
Хотя и медленно, но глобализация дает свои плоды. «Русские сезоны» Дягилева, впечатлявшие публику не только балетом, но и декорациями и костюмами, положили начало интереса к восточной и славянской культуре. Свободные силуэты, открытые руки и вырезы в костюмах танцовщиц способствовали освобождению женщин от корсетов и узких платьев. Все это в будущем приведет к популярности переработанного стиля неоклассицизм, для которого характерен классический древнегреческий образ. Появляются цельнокройные платья и прямые юбки. Силуэт же становится более легким, а на смену закрытому вороту под горло приходят глубокие вырезы на вечерних нарядах.
Огромное влияние «Русские сезоны» оказали и на одного из главных модельеров того времени – Поля Пуаре. Он начинает создавать платья с завышенной талией, вводит яркие цвета и освобождает женщин от корсетов. В 1910-х с легкой подачи Пуаре становится модным течение ориентализма (восточной эстетики). Поль создает платья-халаты, туники, широкие брюки-шаровары и тюрбаны.
Но, несмотря на «свободу» в своих творениях, Полю Пуаре принадлежит изобретение одного из самых неудобных элементов женской одежды – хромающей юбки. Она получила свое название благодаря узкому силуэту (низ юбки был стянут манжетой), из-за которого женщинам приходилось передвигаться мелкими шажками.
Женский костюм, хоть и медленно, но постепенно меняется – силуэт облегчается, становится менее s-образным, появляются более легкие ткани. Но все равно ему остаются присущи все «женские» декоративные составляющие.
Для глобальных перемен не хватало какого-то более мощного толчка. Таким толчком, конечно же, послужило начало Первой мировой войны. Это время стало эпохой «потерянного поколения». Эпохой людей, которые оставили свою молодость на войне, а вернувшись, не приспособились к новой жизни. После завершения Первой мировой ставится окончательная точка в моде прошлого, а образ женщины меняется навсегда.