Найти тему

Сокращение числа вратарей-левшей в НХЛ.

Когда Майкл Хатчинсон был обменян из "Торонто Мейпл Лифс" в "Колорадо Эвеланш" до истечения срока обмена в НХЛ 24 февраля, это предоставило ему неожиданную и все более редкую возможность: потренироваться и сыграть с другим вратарем-левшой Павлом Фрацоузом.

С Хатчинсоном и Францоузом у "Эвеланш" появился первый тандем левшей с тех пор, как Йонас Хиллер и Джефф Делорье играли вместе с "Анахайм Дакс" ближе к концу сезона 2011/12.

Для Хатчинсона это его первый партнер-левша с его первого сезона 2010-11 годов в профессионалах, когда он играл с Ноланом Шефером за "Провиденс" Американской хоккейной лиги.

"Это был единственный раз в моей карьере, и это было почти 10 лет назад", - сказал Хатчинсон. "Мы разговаривали, и [Францоуз] хочет попробовать одну из моих клюшек, так что это здорово, что у вас наконец-то появился шанс попробовать другие перчатки и клюшки, потому что у вратарей-левшей такого шанса никогда не бывает. Прошло много времени с тех пор, как здесь было много левшей."

Хатчинсон прав насчет сокращения числа вратарей-левшей.

Из 87 вратарей, сыгравших хотя бы в одном матче в НХЛ в этом сезоне, шестеро были левшами (Хатчинсон, Францоуз, Кэлвин Петерсен, Луи Доминг, Жиль Сенн и Чарли Линдгрен), сыграв в общей сложности 83 игры (73 старта), прежде чем 12 марта НХЛ приостановила сезон из-за коронавируса.

В 2018-19 годах шесть вратарей, с ловушкой в правой руке, вместе сделали 52 старта, а в 2017-18 годах пять голкиперов вместе сделали 46 стартов, что является наименьшим показателем с тех пор, как три вратаря вместе сделали 39 стартов в 1963-64 годах.

Последние три сезона - это самый низкий стартовый показатель для левшей с тех пор, как в 1967-68 годах НХЛ расширилась с 6 до 12 команд.

Вопрос почему? Объяснить спад сложнее, чем отследить его.

Статистически было бы трудно сравнить успех правшей и левшей, не имея возможности учесть качество бросков, с которыми сталкивался каждый из них.

Как ни странно, по-видимому, нет никаких существенных недостатков в том, чтобы играть в качестве вратаря-левши.

Томаш Вокоун, сыгравший 700 матчей в НХЛ за 15 сезонов с 1997 по 2013 год, сказал, что ловушка в правой руке в сезоне 2007/08 была преимуществом, потому что было больше игроков-правшей (552 против 300): они приезжали с шайбой со стороны его ловушки.

Линдгрен, который в этом сезоне провел шесть матчей за "Монреаль Канадиенс", сказал, что это может сбить с толку игроков.

Чарли Линдгрен
Чарли Линдгрен

"Мы разговариваем с игроками, и это полностью сбивает их с толку, особенно при выходах 1 в 0", - сказал Линдгрен. "Обычно им нравится бросать низко под блин, а у меня там ловушка, так что мне это на пользу. По крайней мере, так они говорят."

Ярослав Аскаров, вратарь-левша, который в настоящее время играет за "Неву Санкт-Петербург" (ВХЛ), как ожидается, станет первым вратарем, выбранным на драфте НХЛ 2020 года. Некоторые скауты считают его лучшим перспективным вратарем со времен Кэри Прайса в 2005 году.

Ярослав Аскаров
Ярослав Аскаров

Тем не менее, трудно игнорировать снижение количества левшей по сравнению с 2009-10 годами, когда восемь вратарей вместе провели 322 матча, список возглавили Вокоун (62 матча), Хиллер (58), Стив Мэйсон (55), Делорье (48) и Хосе Теодор (43).

"Сейчас их определенно меньше", - сказал Хатчинсон. "Когда я был в Торонто, я говорил с [Фредериком] Андерсеном о смене рук, потому что в последнее время так мало вратарей-левшей, что я хотел просто присоединиться к основной массе и начать ловить как большинство, поэтому мы немного поспорили, чтобы понять, сколько времени потребуется, чтобы почувствовать себя комфортно после смены рук".

Способность делать это в молодом возрасте могла бы помочь объяснить феномен сокращения левшей.

Вратарь "Тампа-Бэй Лайтнинг" Андрей Василевский, выигравший "Везина Трофи" в 2019 году, сказал в прошлом сезоне, что ему пришлось переключиться на ловлю левой рукой, потому что он не мог достать ловушку на правую.

"Я левша в обычной жизни и все делаю левой рукой, буквально все, так что мне следовало играть как Луи [Доминг]", - сказал Василевский. "Но поскольку это была Россия, трудные времена, у нас не было экипировки для левшей, так что, по сути, у меня не было выбора".

Сейчас улучшилась доступность экипировки для левшей, ее стало больше в специализированных хоккейных магазинах и в онлайне. Тем не менее, за последнее десятилетие в НХЛ в среднем было 139 стартов вратарей-левшей (не считая укороченного сезона 2012/13), по сравнению с 279 в предыдущем десятилетии. А за 10 сезонов с 1979-80 по 1988-89 годы в НХЛ в среднем проводилось 287 старта, в том числе рекордные 12 вратарей-левшей играли в 1983-84 годах, и 364 старта в следующем сезоне.

Это странное сопоставление, потому что, по крайней мере, теоретически, экипировку для левшей тогда должно было быть сложнее достать.

"На самом деле первые пять или шесть лет я ловил другой рукой, потому что у них не было ловушек под мою (левую) руку", - говорит Грант Фюр, член Зала хоккейной славы, сыгравший 868 матчей НХЛ за 19 сезонов с 1981 по 2000 год. "Мой отец помог мне переделать бейсбольную перчатку во вратарскую, пока я не получил свой первый комплект формы".

Грант Фюр
Грант Фюр

Подобная инновация вряд ли будет одобрена сегодня. Возможно, тогда сокращение числа вратарей-левшей было связано с тем фактом, что в небольших хоккейных ассоциациях, где игроки по очереди играют вратарем и делятся экипировкой в раннем возрасте, до сих пор не всегда есть ловушки для правой руки.

"Если вы маленький ребенок, вы можете научиться ловить любой рукой, так что отсутствие ловушек для левшей, вероятно, является причиной того, что есть много левшей, которые не ловят правой рукой в воротах", - сказал Хатчинсон. "Гораздо проще купить обычную ловушку".

А теперь гораздо труднее найти партнера-вратаря левшу даже в НХЛ.

Мой канал ВК: https://vk.com/public215864933