В сентябре 2022-го исполнилось 205 лет со дня рождения Изанны Уокер (Izannah Walker). Наверняка мастер даже и представить себе не могла, что через 160 лет, в далёкой России, будут любить, ценить и пытаться повторить её кукол. Вряд ли к ней приходили мысли, что её героини проживут такую долгую жизнь, пройдут через века и будут желанны и востребованы. Думаю, она не могла и предположить, что через полтора столетия, стоимость её кукол вырастет до 10–40 тысяч долларов.
В 2008 году 15-дюймовая кукла Элла, с оригинальным комплектом одежды, была продана на аукционе за 41 000$, в мае 2021 -го, на аукционе Theriauit’s за 42 500$.
Доподлинно не известно по какой цене продавала свои работы сама Изанна. Но найдена информация о том, что сестра Джейн, которая так же создавала кукол, продавала их за 10$.
Сложно назвать точную дату, когда Изанна придумала своих кукол. Её Внучатая племянница Janet Johl в книге 1952 г. «Your Dolls and Mine» рассказывает: «Всегда изобретательная, она создала свои трикотажные куклы ещё в 1848 г., когда моя мать была маленьким ребёнком. Она долго совершенствовала свою работу и боролась с одной проблемой: как получить устойчивую поверхность трикотажной головы, рук, ног без отслаивания и трещин. Однажды ночью она проснулась, в голове звучал голос «использовать пасту».
В 1873 году Изанна Уокер зарегистрировала патент на изготовление кукол, но состав пасты, которым пропитывалась ткань при изготовлении головы, в патенте не указала. Мастер отметила: «Моя кукла стоит недорого, её легко содержать в чистоте, она не способна травмировать маленького ребёнка, она сохранит свой внешний вид в течение длительного времени так как имеет двойной чехол и покрашена масляными красками». В приложении к патенту описывается и процесс создания куклы.
Кукла не была сложной в изготовлении. Слои недорогой ткани, с помощью пасты, прижимались к металлической форме. Расписана кукла масляными красками. Набивка использовалась разнообразная. Встречаются куклы, набитые конским волосом, хлопком, сухими морскими водорослями, в зависимости от места проживания мастера. В некоторых куклах был обнаружен деревянный брусок (возможно, для баланса и экономии набивки). Все куклы имеют двойной чехол. Верхний («вторая кожа») из хлопка или льна натурального цвета, иногда – голубого. Обычно он прикреплён к ногам и плечам с помощью клея или ниток. На руках второе покрытие скрывает локтевой сустав и крепится к корпусу. На ногах, чаще всего, встречаются нарисованные сапожки, но иногда на ножках прошивались пальчики. Одна из находок Изанны это отдельно пришитый большой палец на руке.
Особый интерес представляют ушки. Они сворачиваются из скученной в трубочку трикотажной ткани и приклеиваются к уже полностью сформированной голове. В итоге получается аккуратно сделанная кукла.
Куклы Изанны Уокер успешно конкурировали с немецкими и английскими куклами изготовленными из папье-маше.
И снова из книги племянницы: «Тётя Изанна создавала кукол, мастерила мебель для них. Пробовала изготавливать и реальную мебель, занималась недвижимостью. Мужчины- современники смотрели с восхищением, как она обращалась с инструментом плотника. Она была выдающейся женщиной.» 15 февраля 1888 года Изанна Уокер умерла от чахотки и была похоронена на кладбище Swan Point Cemetery in Providence, RI.
Изанна Уокер, по праву считается первой женщиной, создавшей артель. Почти вся родня, так или иначе принимала участие в производстве. В артели изготавливали разнообразные вещи: фартуки, швабры, броши, бутылки для содовой, конфеты, канцелярские товары, ремни, вязальные машины. Даже металлические формы для изготовления кукольной головы ей помог сделать родственник, занятый в металлургии. Куклы, на протяжении 40 лет создаваемые её семьёй, полны тайн и загадок.
Куклы не были маркированы, бывает трудно определить год изготовления. Иногда невозможно узнать автора конкретной куклы, ведь в переписях населения в разные года и сестра Изанны Джейн Уокер (Jane Walker), её тётя Джейн Хинц ( Jane Hintz ) и её подруга Эмелин Уиппл (Emeline Whipple) указаны как «изготовитель кукол». Доподлинно неизвестно (записей не сохранилось) делались ли куклы каждой из женщин самостоятельно или процессы росписи, шитья и набивки делегировались.
Моя Изанна
О куклах Izannah Walker я узнала в 2011 году. Мне посоветовала обратить на них внимание Ирина Сахарова, преподававшая тогда в Школе кукольного дизайна курс «Игровая кукла из папье-маше». В то время я изготавливала тряпичных кукол в стиле Raggedy Ann и пришла к ней на курс. Она предположила, что и эта американская тряпичная кукла будет мне интересна.
В то время было трудно найти информацию об этих куклах. Погуляв по интернету, я всё же нашла их фотографии. Скажу честно, при первом взгляде, они мне не понравились. Но, видимо чем-то «зацепили». Я возвращалась к ним снова и снова. Через год осмелела и попробовала сделать свою первую Изанну.
Оказалось, что при всей визуальной простоте, сегодня мы называем Изанн «3D примитив», сделать похожую очень непросто. Все чаще я прихожу к мнению, что сделать авторскую куклу значительно проще, чем реплику.
В процессе работы выяснилось, что недостаточно знать технологию изготовления. Чтобы реплика была похожа на оригинал, необходимо придерживаться всех, присущих этой кукле, черт. Размер, форма головы, линии глаз, губ, цвет волос, форма причёски. Даже ткань, из которой сшита одежда кукол, имеет большое значение. Именно поэтому, для своих Изанн я заказываю реплики ткани 1850–1865 гг., использую антикварные и винтажные ткани.
Сегодня в России нет оригинальных кукол Изанны Уокер, во всяком случае в открытом доступе. Негде подсмотреть, и самостоятельно разобраться как они сделаны. Всю информацию приходится искать в интернете и ориентироваться только на картинки.
Мне повезло, я смогла обучиться у Paula Walton — бывшего директора и куратора музея, более 40 раз признанной одним из лучших традиционных мастеров в Америке. Она лучший изготовитель репродукций кукол Izannah Walker. Воспроизводит одежду, 18 — го и 19 — го веков для женщин. Коллекционер, автор статей в журналах Early American Life, Antique Doll Collector, Prims.
Сегодня я продолжаю учиться, ведь каждая новая, всплывающая на аукционе кукла, добавляет знания в копилку мастеров – воспроизводителей «Изанн».
Куклами Izannah Walker я увлечена уже 11 лет. Сделано за эти годы не мало. Куклы живут не только в разных странах, но и на разных континентах. Вот Изанна удивилась бы!
Я не была в Америке, в Австралии, в Англии, Латинской Америке, но благодаря этим куклам нашла много друзей с которыми мы «на одной волне». Нас заботят одинаковые вопросы, у нас похожие интересы.
Иногда меня спрашивают: «Чем куклы Изанны так тебя привлекли?» Для меня - они невообразимо тёплые, с ними можно играть, их приятно прижать к груди, обнять. Куклу не страшно дать ребёнку она не сломается и не разобьётся.
Наверно поэтому кукол Izannah Walker сейчас так любят взрослые Леди, именно они чаще всего приобретают их «для себя». Им шьют дополнительные наряды, покупают антикварную мебель и аксессуары, устраивают праздники, иногда отводят для кукол целые комнаты. Это такая игра, проходящая через века, передающаяся из поколения в поколение…
Библиография:
Блог Инны Разуваевой
Izannah Walker Journal, Paula Walton’s doll-making
“Izannah Walker’s Iconic Dolls” by Edith O’NEILL and Dixie Redmond
“Izannah Walker: The Mystery Deepens by Helen Nolan
Izannah Walker Chronicles
Материал подготовила Инна Разуваева