Найти тему
Максим Бутин

5787. ИСТИНА И НАРОД…

1. Работу средств массовой информации и пропаганды (СМИП) в СССР рассмотрим на примере лозунгов Девятой пятилетки. Пожалуй, Девятая пятилетка (1971 — 1975) — это триумф брежневизма, социального благополучия и симметричного доверия населения к власти коммунистической партии. Над плохой дикцией Л. И. Брежнева смеялись, но не злобно и с юмором. Отвращения генсек в ту пору не вызывал. Ибо ещё не окончательно разложился и не провонял ещё, как старец Зосима.

2. Что с этой эпохой «советский народ» расстался без грусти и только в пору голодухи святых девяностых вспоминал «египетские горшки с мясом», не вызывает сомнений. Вернуться в ту эпоху мало кто хочет, а те, кто хочет, в основном упирают на варёную колбасу по 2 рубля 20 копеек, мясо по 1 рублю 80 копеек (говядина) и по 1 рублю 60 копеек (свинина и баранина), мороженое пломбир по 19 копеек, сливочное по 13 копеек, газированную воду в автомате с общим стаканом по 3 копейки с сиропом и по 1 копейке без сиропа за стакан в 200 г, бензин по 20 копеек и по 16 копеек за 1 литр, то есть дешевле газводы с сиропом, соль по 10 копеек («Экстра»), 6 — 7 копеек (крупного помола) и по 2 — 3 копейки (особо крупного помола для больших партий засола и использования в сельском хозяйстве) за 1 килограмм, спички по 1 копейке за коробку в 60 штук. То есть это ностальгия обладателей нынешних доходов по старым советским ценам. И поразительная их забывчивость о ценах девяностых, когда буханка хлеба в 600 — 800 граммов стоила 1.500 — 2.000 рублей и это принималось населением как неизбежность.

3. Народ особо веселили и одновременно злили своей тривиальностью лозунги Девятой пятилетки.

«Третий, решающий, год Девятой пятилетки»… Первые два, сколько помню, никак не определялись. Вызывало удивление: что с этим годом? Что он решает? И решит ли? Глубокомысленные толмачи объясняли: поскольку третий год как раз посередине пятилетки, вот по тому как он завершится, будет ясно, выполнена ли будет пятилетка и с какими успехами.

По истечении года появился новый лозунг «Четвёртый, определяющий, год Девятой пятилетки». Этот толковали так: четвёртый год определяющий потому, что в нём всё, — ну, всё! — определится с полным выполнением планов партии, планов народа, контуры достижений станут ясными, наступит полная определённость с выполнением пятилетнего плана.

Но и по истечении этого года появился ещё более новый лозунг «Пятый, завершающий, год Девятой пятилетки».

4. Народ вполне осознавал, что его кормят пошлостями, кормят банальностями, подобно тому, как пропагандистам повторять на каждом углу из репродукторов «Коробка спичек в СССР стоит 1 копейку!» Так что мол покупайте больше, вместе с лисичками море синее зажжёте.

И народ не симпатизировал творцам этих банальностей, субъектам этого массового оглупления. То есть не только власть отделялась от народа и отделывалась от него наивной, прицельно видной за пару километров, ложью, но и народ отделял себя от власти и к единению с таким государством не был готов.

— Я на планету, где никто не знает, кто перед кем должен приседать?.. Чушь! Давай гравицапу и делай что хочешь.

— Дядя Уэф, дядя Би, вас там так встретят!..

— Нет, генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели. А когда нет цели…

— Братцы, кончай философствовать.

«Кин-дза-дза» (1986, реж. Г. Н. Данелия)

При всём сатирическом парадоксализме данного диалога в нём сквозь едкий смех авторов констатируется отсутствие цели у советского общества, цели, детерминируемой хотя бы цветовой дифференциацией штанов. Не дифференциации штанов не было, с этим во всяком обществе всё обстоит благополучно. А не было цели, детерминируемой хотя бы такой сущей мелочью и глупостью, как дифференциация штанов.

Единственной занимательной и ближайшей к телу, ближайшей как штаны, целью оставалось животное выживание и телесное благополучие. Поэтому когда партийные верхи что-то там осознали несбыточное о коммунизме, к которому они все были формально привержены, они захотели «жить как на Западе». И потому начали распродавать Советский Союз. Советский Союз без цели и начал приобретать новомодную цветовую дифференциацию штанов. Все кинулись богатеть. Вот цель! Поэтому большинство обеднело даже сравнительно со скромными своими доходами при Советском Союзе. Можно сказать, что появление джинсов в свободной продаже, а не ношеных на базаре, послужило символом слома продолжавшегося было коммунистического строительства и перехода к частнокапиталистической практике накоплений и ограблений.

5. И если в то время, когда свершилась катастрофа на Чернобыльской АЭС, я собирался туда ехать из Свердловска (ныне Екатеринбург) участвовать в спасательной операции, ибо страна нуждалась в отважных, то с победой капитализма государство вполне определённого типа, сложившееся в России, стало особенно чуждым не только мне, автору этого текста, но и широким массам народа. Святые девяностые многих привели к натуральной святости. Кого при жизни. Кого посмертно. Жить в таком государстве и не стать вором, бандитом, проституткой — можно приравнять к святости человека и тут же начать писать его подробное житие. О поддержке такого государства мысли даже не мелькало.

6. Но где исток такого отношения людей к своей стране и своему государству, вообще к общности чуть выше семейной?

Исток и подлинная тайна такого отношения в том, что чем выше и масштабнее общность, тем она абстрактнее, менее чувственно-индивидуально значима.

И если личные отношения людей в любви или в дружбе самые непосредственные и индивидуально-человечески наиболее значимы, то уже в семье, особенно численно большой, естественно складывается некоторое различие, а подчас — иерархия, отношений отдельных людей. И требуются немалые усилия, чтобы с учётом личных отношений семейные связи не разорвались. Коллектив производственный или офисный, партийный или всего народа данной страны ещё более абстрактен для отдельной личности. Там нет той чувственной тождественности, которая имеется в любви мужчины и женщины. И нет той крепкой спайки разных людей в едином интересе, которая имеется в дружбе подчас столь разных людей.

Но тогда чем можно сплотить людей в коллектив? Чем можно сплотить народ целой страны? Единство должно идти от ума страны и обращаться к уму людей. А чтобы обращение было убедительным, говорить надо истину. Истина же должна иметь не тривиальную, а актуальную форму. А чтобы истина адекватно воспринималась, воспринимающие её люди должны иметь достаточное образование и обладать вполне сформировавшимся умом.

Иными словами, стране вообще, и государству особенно, надо активно философствовать, а не «кончать философствовать», ещё даже не начав. Ведь можно быть чрезвычайно богатой и технологически развитой страной, но не знать куда двигаться, как жить, к чему ум приложить. Трагедия СССР было трагедией от безумия, трагедией технологически развитой сверхдержавы, которая зашла в тупик и не знала, как из него выбраться. И даже думать на эту тему не хотела. Умственный статус властных партийных элит, а только они реально управляли страной, не позволял такому случиться.

7. Но если вы думаете, что сейчас-то экзистенциальные ошибки отсутствия философствования на всех уровнях общества преодолены в России и властные элиты кое-чему научились, то всякий, даже не обучавшийся в семинарии, легко укажет вам на вашу ошибку. Телевидение российское, в отличие от сдержанно-фальшивого советского телевидения с его сладостными рожами, получило новый статус: оно стало несдержанно-фальшивым. Чинопочитание и низкопоклонство, множественные простирания ниц перед начальством никуда не делись, а стали только откровеннее, наглее и бессмысленнее.

Помните, как носились с «Малой Землёй», «Возрождением», «Целиной» и «Воспоминаниями» Леонида Ильича Брежнева? В школе изучали... Конспектировали... Всем внушали, что Великую Отечественную войну полковник Л. И. Брежнев выиграл на Малой Земле. Великую на Малой. Так-то! М. Л. Ростропович Л. И. Брежневу даже телеграмму в Кремль отбил из Парижа: «Поздравляю с Ленинской премией в области литературы. Желаю того же в музыке!»

Но теперь-то уже не точно так же, а наглее и омерзительнее носятся с любыми, попутно сказанными, замечаниями полковника Владимира Владимировича Путина. Он всех заранее победил, но не на какой-то Малой Земле, а во всём мире, ровно как модифицированный и продвинутый Василий Иванович Чапаев, которому военные победы в мировом масштабе не дались бы только по незнанию иных языков, кроме русского.

Про ленинградские улицы, которые научили президента тому, что если драка неизбежна, бить надо первым, рассиропленные поклонниками В. В. Путина, умственное восприятие уже тошнит с первого слога «ле». И точно так же тошнит от недоброжелателей В. В. Путина, которые от сухости во рту и общей обезвоженности организма не устают злобно-мечтательно вспоминать максиму В. В. Путина «А террористов если в сортире найдём, замочим и в сортире!»

Это медвежья услуга президенту. Или трудолюбиво и энтузиастически подложенная свинья. Ибо непрерывный поток банальной фальши и фальшивых банальностей отвращает от самого источника слов, которые не им превращены в это грязное и отвратительное информационное месиво.

8. Какое итоговое суждение из этой мало меняющейся ситуации отношения истины и народа? Только то, что субъекты фальши остались прежними, хоть и сменили маски, перелицевали рожи. А новые и подрастающие учатся у них и им наследуют. Значит нет перспектив раскол верха и низа залить эпоксидкой и склеить их в единую страну.

2022.09.16.