В настоящее время Центральная Азия является одним из наиболее перспективных регионов для развития международных отношений и инвестиций, так как она обладает огромным потенциалом, как в отношении природных ресурсов, так и в отношении человеческих ресурсов, которые могу принести развитие региону и за его приделами. И конечно же стоит ожидать, что какое-нибудь государство положит глаз на этот лакомый кусочек. И этим государством стала Турция.
Можно наблюдать, как Турция расширяет свое влияние в Центральной Азии, позиционируя себя как лидер «тюркского мира». Анкара пытается вникать во все дела, происходящие в регионе наравне с Россией и Китаем. Основным направлением является углубление экономического взаимодействия со странами Центральной Азии, в частности это касается развития транспортной инфраструктуры, что является одним из важнейших направлений экономического развития центрально-азиатского региона. Также не стоит забывать, о военном сотрудничестве, которое мы могли наблюдать в конфликте на Карабахе, когда Турция поддержала Азербайджан, в рамках помощи союзнику по «Организации Тюркских Государств». Этими действиями Турция открыла себе двери в Центральную Азию.
Конфликты подобные этому негативно сказываются на общем настроении в регионе, что на руку Турции, которая в рамках «Организации Тюркских Государств» старается сильнее войти во взаимодействие со странами союзниками, и являясь наиболее сильным членом данной организации оказывать воздействие на другие страны.
После Киргизско-таджикского пограничного конфликта, который произошел в 2021 году, Анкара начала проводить более активную политику в отношении Киргизии, направленную на активное навязывание своих экономических и политических идей. Очередным примером тому стал успешно завершившийся визит президента Киргизии Садыра Жапарова в Турецкую Республику, который закончился подписанием ряда важнейших соглашений. Данное событие только подтверждает намерение Турции закрепиться в данном регионе. Конфликт между Киргизией и Таджикистаном еще не изжил себя и не завершился мирным урегулированием, а открытая политика поддержки Киргизии со стороны Турции может подстегнуть нынешнее правительство к разрешению конфликта силовыми методами.
Основываясь на всем вышесказанном, стоит отметить, что деятельность Анкары на территории Центральной Азии настораживает правительства стран региона. Данную деятельность можно расценивать, как попытку установить гегемонию в регионе, заменив уже существующих союзников в регионе в лице России и Китая. Учитывая развивающуюся тенденцию, остается лишь один вопрос: выберет Центральная Азия партнерство с Россией и Китаем или подчинение Турции?