Найти тему
Варежка-болтушка

Чем поразил фильм "Идиот" Владимира Бортко

Оглавление

Иногда бывают такие моменты, когда ощущаешь, что пора приобщиться к классике. Хочется чего-то серьёзного, глубокого. Хочется понять, а ты вообще сам на что-то способен? Можешь что-нибудь понять и осмыслить, сохранил способность думать? "Тварь я дрожащая, или право имею?"

В один из таких дней я села смотреть сериал "Идиот". И с первых минут была просто поражена. Фильм 10 серий, после просмотра которых невозможно остаться прежней. Сказать, что мне понравилось, это ничего не сказать. Восторг - вот правильное слово!

Кадр из телефильма "Идиот"
Кадр из телефильма "Идиот"

В этом фильме прекрасно всё: игра актёров, музыка, атмосфера. Бортко великолепно ставит исторические фильмы. Конечно, можно придираться к тому, насколько точно герои фильма отражают наружность персонажей книги, но я не буду. Хочется оценить цельный фильм, потому что это отдельная единица, которая, тем не менее, отражает суть книги.

Некоторые детали меня настолько впечатлили, что я выделила их отдельно.

1. Тандем Миронов-Машков

Вообще мне хотелось выделить их отдельно каждого. Но как они работали вместе, это просто космос.

Кадр из телефильма "Идиот"
Кадр из телефильма "Идиот"

Я, конечно, знала, что они оба прекрасные актёры, и не в первый раз работают вместе. Сходу вспомнился фильм "Охота на пиранью", где всё было наоборот: Машков - хороший, Миронов - плохой. И хотя я не люблю боевики, но игра актёров, а, особенно, Миронова там весьма впечатляет.

Но то, что происходит в кадре здесь - это наивысшее мастерство. Это гениальность.

Кадр из телефильма "Идиот"
Кадр из телефильма "Идиот"

Миронов - князь Мышкин, с его болезненной искренностью, чистый, как ребёнок, с тонким умом и огромной любовью к людям, настолько достоверно играет сумасшествие, что хочется умереть от сострадания к нему.

И рядом демонический Машков-Рогожин, с его поистине безумным взглядом, который преследует князя, а страшно зрителю. Ух! До сих пор мурашки по коже, когда вспоминаю.

Кстати, если уж говорить о впечатляющей игре актёров, то ещё одним откровением, хоть и не таким сильным по общему впечатлению, стала Инна Чурикова и её генеральша Епанчина. Конечно, я знала, что Чурикова превосходная актриса, но здесь открылась ещё одна грань её таланта.

Кадр из телефильма "Идиот"
Кадр из телефильма "Идиот"

2. Музыка Игоря Корнелюка

И снова, вроде бы знаешь, что Корнелюк хороший композитор, и не только "дожди-дожди" может, но здесь случилось настолько сильное попадание в сюжет, в "Достоевскую" атмосферу, в тягостное ожидание смерти, что возвысило композитора до уровня гения.

Есть в этой музыке что-то от Баха, но более гнетущее, когда смерть кажется лучшим выходом из положения. В ней нет страха, но есть безысходность, так характерная для романов Достоевского.

3. Атмосфера

Да, я понимаю, что атмосфера достигается в том числе и игрой актёров, и музыкальным сопровождением, о которых я написала выше. Но есть ещё кое-что.

Во-первых, это работа оператора. Посмотрите сцену в парадной, где Рогожин нападает на Мышкина после того, как долго преследовал. Я просто ощущаю здесь самого Достоевского, как будто его тень пробежала мимо и застыла в углу. Жуть.

Кадр из телефильма "Идиот"
Кадр из телефильма "Идиот"

А сцены в конце, где он постепенно сходит с ума? Помимо отличного ракурса, здесь ещё и прекрасная работа светотехника. И, конечно, нужно отметить работу постановщика, который руководил этим всем. Мы видим слаженную работу всей команды, и это прежде всего заслуга режиссёра - вот так собрать могучую кучу гениев и соорудить шедевр.

Создать нужную атмосферу вообще мало, кому удаётся. Даже у самого Бортко это получалось не всегда. Например, в "Мастере и Маргарите", на мой взгляд, не вышло - фильм развалился на куски. А здесь - цельное произведение, которое буквально засасывает зрителя, словно болото.

Фильм пропитан эпохой, описанной в романе. Однако, в нём нет надуманности и театральности, кажется, что наблюдаешь за жизнью обычных людей, но видишь её глазами самого автора.

Кадр из телефильма "Идиот"
Кадр из телефильма "Идиот"

Отлично показан Петербург Достоевского. Город, пропитанный мистикой, все эти дома-колодцы, арки, парадные - обратная сторона блеска и величия, в них есть мрачная магия, которую так точно передал Фёдор Михайлович. Безусловно, мастерски показанный Петербург добавляет нужных акцентов к и без того безнадёжной атмосфере. Ни один другой город мира не справится с этой задачей.

Визуальный ряд даже без музыки оставляет очень сильное впечатление. Словно читаешь книгу. Всё учтено до мелочей, каждая тень имеет значение.

После просмотра фильма ещё очень долго остаётся послевкусие, огромный спектр эмоций.

А ещё фильм очень патриотичный. Особенно запомнился отрывок - рассуждение про русских либералов. Достоевский всё же гений - актуально до сих пор!

В общем, я как всегда: кто не читал Достоевского, не смог, не осилил сложный слог - смотрите фильм. Он шикарный! Кто читал - тоже смотрите, у вас будет возможность сравнить, освежить в памяти гениальное произведение.

Всех благ! Спасибо за внимание.