Министерство финансов РФ решило включить суперэкономию, сокращая траты бюджета. Это связано не только с целью складывать деньги в кубышку, но и с отсутствием ясной картины будущего государственного плана, так как прогнозы не всегда воплощаются в действительность.
В первую очередь, естественно, такая стратегия волнует тех граждан, кто живет за счет средств бюджета. Получатели пенсий и пособий забили тревогу — стоит ожидать снижения уровня государственной поддержки?
15 сентября Минфин РФ сообщил о необходимости снизить траты бюджета на 10%. Статьи, по которым планируется экономить средства, названы министерством не были. Это-то, как раз, образовало тревогу среди граждан, так как мы знаем практику, когда экономят на пенсионерах.
Финансовые специалисты делают предположения, что Минфин продолжит соблюдать ранее обозначенную стратегию, чтобы сокращать траты бюджета на транспортную систему, научно-технологическое развитие и обеспечение обороноспособности страны. Об этом было заявлено летом.
Важно отметить, что пенсии, пособия и иные виды выплат гражданам из средств федерального бюджета — это защищенные от секвестра (принудительное сокращение расходов) статьи трат. Вроде бы переживать не стоит, что пенсии, к примеру, могут не проиндексировать. Однако стратегия Минфина может прямо повлиять на снижение ставки индексации. В расчет просто возьмут июньскую индексацию пенсий.
Относительно профицита/дефицита бюджета государства есть противоречивая информация. С одной стороны, на весь мир Правительство РФ и министерства заявляют о получение сверхдоходов, из-за продажи ресурсов. С другой стороны, приводится статистика по снижению поступлений в федеральную казну. В июле этого года, в сравнении с июлем 2021 года, поступило меньше на 1 трлн. рублей.
Между тем, Президент страны Владимир Путин на днях, в ходе совещания по экономическим вопросам, заявил, что профицит бюджета за этот год будет около 450 млрд. рублей. Данным прогнозам верится как-то больше.
Если Минфин РФ заговорил о необходимости сокращения трат и оптимизации расходов, то однозначно можно сказать — к вопросу возврата индексации пенсий работающим пенсионерам возвращаться не хотят. Министерство, пока, во всяком случае, держит устойчивую позицию, которая нарушает пенсионные права миллионов пожилых граждан.
Говорить о кардинальном изменении пенсионного обеспечения в стране — также не приходится, если стоят цели сокращения трат бюджета. Реализовывать то же предложение, чтобы за каждый год стажа пенсионеру платить по 1000 рублей, без применения всяких пенсионных формул, которые действуют сегодня, — бессмысленно. Минфин не даст денег.
Законопроект на 13-ю пенсию, который сегодня лежит в Государственной думе РФ, думается, ждет та же участь, как это было в последние годы. С начала осенней сессии депутаты вносят такую инициативу, а Кабмин отказывает формулировкой — не указан источник финансирования.
«Не бюджетом единым»
На уровень пенсионного обеспечения граждан, известно, влияет не только наполненность федеральной казны. Из средств региональных бюджетов разным категориям льготных групп граждан также назначаются средства.
Специалисты Института Гайдара и РАНХиГС провели анализ бюджетов субъектов страны и были удивлены — в 75 регионах прошедшие восемь месяцев текущего были достаточно профицитны. Вот только эти деньги, проще говоря, «лежат мертвым грузом». Причем они не заработаны властями субъектов, а накоплены за счет переводов из казны.
Недавно премьер-министр Михаил Мишустин обращал внимание на этот факт, говоря о необходимости инвестирования средств регионов так, «чтобы каждый рубль принес пользу». Иными словами, этот профицит регионов может пойти исключительно в экономическое развитие.
Ведь власти всех уровней в государстве уже давно обозначили свою позицию, что — деньги, направленные на выплаты гражданам, — это невыгодно. Поэтому накопленные деньги подлежат инвестированию.
Соответственно, получателям пенсий рассчитывать на введение каких-либо дополнительных льгот и мер поддержки — также пока не приходится. А если от чиновников регионов мы будем чаще слышать про макарошки, то придется беспокоиться о лишении действующих мер помощи.
Итоги планирования бюджетов для пенсионеров
Иными словами, предстоящий год для пожилых россиян не сулит каких-то серьезных и кардинальных изменений по повышению уровня государственного обеспечения. Аппарат власти не дает на это деньги.
Вот только как-то несправедливо получается: когда человек работает, то он обязан платить налоги и все страховые взносы, а когда человек должен выйти на заслуженный отдых и насладиться прошедшей трудовой жизнью, то его уровень обеспечения государством зависит от решений властей. Фактически получается, что мы должны, а нам — по решению министров.
Утешает пока одно, что аппарат власти неоднократно сообщал, что все обязательства по социальному обеспечению перед гражданами будут выполнены. Хотя бы не будет тех времен, когда вообще не платили пенсий.
© «КОММЕНТАРИЙ №1»