Фредди Оверстиген было всего 14 лет, когда она присоединилась к голландскому сопротивлению во время Второй мировой войны. Вместе со своей сестрой, а позже и молодой женщиной по имени Ханни Шафт, троица заманивала, устраивала засады и убивала немецких нацистов и их голландских пособников.
Фредди и ее сестра Труус, которая была на два года старше, выросли в городе Харлеме с матерью одиночкой из рабочего класса. Их мать считала себя коммунисткой и учила дочерей важности борьбы с несправедливостью. Когда в 1939 году Европа была на грани войны, она приняла еврейских беженцев в свой дом.
На примере своей матери Фредди и Труус «узнали, что если вам нужно помочь кому-то, вы должны пойти на жертвы», — говорит Йерун Плистер, председатель Национального фонда Ханни Шафт. «Я думаю, что это было одним из главных двигателей для них, высокие моральные принципы и готовность их матери действовать, когда это действительно важно».
Затем, в мае 1940 года, нацисты вторглись в Нидерланды, начав оккупацию, которая продолжалась до конца войны. В ответ девочки присоединились к своей матери в распространении антинацистских газет и брошюр сопротивления.
«Мы также наклеивали предупреждения на немецкие плакаты на улицах, призывающие мужчин работать в Германии», — вспоминала позже Фредди в интервью, которые она и ее сестра дали антропологу Эллис Йонкер, собранным в книге« Под огнем: женщины и Вторая мировая война».
Эти действия были не только подрывными, но и опасными. Если бы нацисты или голландская полиция поймали сестер, они могли бы их убить. Однако тот факт, что обе они были молодыми девушками — а Фредди выглядела еще моложе, когда она носила косы, — означало, что чиновники с меньшей вероятностью заподозрили их в работе на сопротивление. Это могло быть одной из причин, почему в 1941 году командир Харлемской группы сопротивления посетил их дом, чтобы спросить их мать, может ли он завербовать Фредди и Труус.
Их мать согласилась, и сестры согласились присоединиться. «Только позже он сказал нам, что нам на придется делать: подрывать мосты и железнодорожные пути», — сказал Труус Джонкеру. «И научитесь стрелять, стрелять по фашистам», — добавил он. Я помню, как моя сестра сказала: «Ну, я никогда раньше этого не делала!»
Труус заманила офицера СС в лес, чтобы кто-то из сопротивления мог его застрелить. Как сказал завербовавший их командир, Фредди и Труус тоже научились стрелять по нацистам, и сестры стали сами ходить на покушения. Позже они сосредоточились на убийстве голландских коллаборационистов, которые арестовывали или подвергали опасности еврейских беженцев и членов сопротивления.
«Они были необычными, эти девушки», — говорит Бас фон Бенда-Бекманн, бывший научный сотрудник Нидерландского института изучения войны, Холокоста и геноцида. «В Нидерландах участвовало много женщин, но не так много, как эти девушки. Не так много примеров женщин, которые сами стреляли».
Обе сестры стреляли на поражение, но никогда не сообщали, сколько нацистов и голландских коллаборационистов они убили. По словам Плистер, Фредди говорила людям, которые спрашивали, что она и ее сестра были солдатами, а солдаты не говорят.
Следовательно, у нас не так уж много подробностей о том, как происходили их «ликвидации», как они их называли. Бенда-Бекманн говорит, что иногда они преследовали цель до его дома, чтобы убить его, или устраивали засаду.
В другие обязанности в Харлемской группе сопротивления входило «доставлять евреев в новое убежище, работать в больнице скорой помощи в Энсхеде… взрывать железнодорожную линию между Эймейденом и Харлемом». В 1943 году они объединились с другой молодой женщиной, Ханни Шафт.
Ханни была бывшей студенткой университета, которая бросила учебу, потому что отказалась подписать клятву верности Германии. Вместе три молодые женщины сформировали ячейку саботажа и убийств. Ханни стала их лучшей подругой, и сестры были опустошены, когда нацисты арестовали и убили ее в 1945 году, всего за три недели до окончания войны в Европе.
После войны сестры справились с травмой убийства людей и потери лучшего друга. Труус создавала скульптуры, а позже писала о своем пребывании в сопротивлении. Фредди вышла замуж и родила детей. Но опыт войны все равно вызывал у нее бессонницу. В интервью Фредди вспомнила, как видела, как человек, которого она застрелила, упал на землю, и у него возникло желание помочь ему.
Обе женщины умерли в возрасте 92 лет: Труус в 2016 году, а Фредди 5 сентября 2018 года, за день до того, как ей исполнилось 93 года. На протяжении большей части их долгой жизни Нидерланды не могли должным образом признать их достижения. В 2014 году они, наконец, получили национальное признание за свою службу своей стране, получив Mobilisatie-Oorlogskruis, или «Военный мобилизационный крест».
Если Вам понравилась эта публикация, ставьте лайк(👍палец вверх), пишите свои комментарии. Подписывайтесь на наш канал чтобы не пропустить новые статьи.