//Показать бы тебе, насмешнице и любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице, что случится с жизнью твоей (АА)//
Малолетней школьницей я прочитала где-то стихотворение Ахматовой «Приговор». Оно мне сразу запало в душу. Любовь, тяжелый последний разговор, он уходит, она остается одна со своими воспоминаниями. Так я подумала тогда.
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то… Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом. 1939 г.
А потом, уже позднее, когда стала читать «Реквием», смотрю, а там это моё любимое стихотворение как одна из страшных глав. Да, про любовь и разлуку, – только он не сам ушел, а его забрали, увели. Меня прямо переклинило
Поэму «Реквием» Ахматова начала в 30-е (наброски, стихи, черновики, записи), а в 60-е она появилась в самиздате. Впервые полностью была опубликована в Мюнхене в 1963, а у нас в 1987. АА писала его в то время, «когда улыбался только мертвый спокойствию рад, и ненужным привеском качался возле тюрем своих Ленинград». Ахматова обещала написать обо всём этом одной женщине, с которой стояла в тюремной очереди. В тюремных очередях АА провела 17 месяцев.
Поэма состоит из посвящения, вступления, эпилога и отдельных глав-стихотворений.
Вступление
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь (АА)