Найти тему

Музей Баклуши и библиотека Варенья

Следуя этой осенью по трассе Е115 из Ярославля в Ростов, в районе посёлка Семибратово моё внимание привлёк дорожный указатель. Он указывал, что в четырёх километрах от этого места находится музей Баклуши и библиотека Варенья. Что из себя представляют баклуши, догадывался, то деревянные заготовки для изготовления ложек. Существует даже народная поговорка о том предмете: «Бить баклуши». Так на Руси говорили о лодырях и бездельниках, якобы труд по обработке баклуш самый лёгкий и примитивный. Однако так ли это на самом деле? И чтобы отгадать загадку, свернул по указателю на новую дорогу. Опять же заинтриговала встреча с некой таинственной библиотекой Варенья.

Дорога к музею и библиотеке оказалась совершено пустынной, не попалось ни одного автомобиля, зато виды, что окружали её, были достойны кисти художника. Не обладая талантом живописца, стараюсь восполнять его фотографией, а потому сделал несколько снимков прекрасной природы. Скошенные поля в обрамлении ещё зеленеющих дубрав и низко плывущие облака в синем небе вызывали восторг. Казалось, время остановилось, или вовсе пошло вспять. И здесь как нельзя кстати надобно рассказать, откуда пошло название посёлка — Семибратово.

-2

Существует древняя легенда, что жили в этих краях семь братьев. Отличались молодцы силой недюжинной, правда, куда приложить оную — не ведали, а потому бродили по окрестностям и разбойничали. Доставалось всякому — пешему и конному. Поговаривают, даже сам Алеша Попович, друг Ильи Муромца и Добрыни Никитича, хлебнул от семи братьев лиха. Конфликт произошёл из-за Любавы, единственной сестры братьев. Что и как меж ними было, то молва толкует по разному, одни утверждали, что Алёша Попович некрасиво поступил с девицей, соблазнил оную, да и бросил. Другие, напротив, сказывали, что жениться хотел, но братья помешали, не видели в богатыре достойного претендента. Или ревновали, хоть и по-братски. Как-никак, а единственная сестра.

Прошло некоторое время и братья остепенились, перестали бродяжничать и бить людей, а вместо этого начали бить баклуши и делать ложки, чем и прославились по всей округе, а ещё благодаря этому сильно разбогатели. С тех пор и стало называться село — Семибратово. И сказка появилась - «О семи Симеонах, родных братьях», а ещё былина - «Алёша Попович и сестра Збродовичей». У Пушкина есть подобное произведение - «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Только у Александра Сергеевича главный герой — королевич Елисей, а в Семибратово — Попович Алексей. Позже, уже в наши дни, появился музей Баклуши и библиотека Варенья, куда мы и отправляемся.

-3

При подъезде, за несколько сот метров до музея, у самой развилки трёх дорог, точно вещий камень, была замечена гигантская расписная деревянная ложка. Проехать мимо было невозможно. Указатель недвусмысленно подсказывал, какую дорогу следует выбрать. А вскоре появился и сам музей.

-4

Располагался он в небольшом двухэтажном деревянном доме. Перемещение по музею только в составе группы. Нас собралось пять человек — четверо взрослых и девочка лет семи. Была ещё маленькая собачонка. Такой компанией в сопровождении экскурсовода, женщины средних лет, мы проследовали по всем залам, вернее, комнатам, ибо музей небольшой, но очень уютный и в тоже время — познавательный. Большинство экспонатов можно трогать руками, мало того, колоть топором, крутить специальный барабан для обработки баклуш.

-5

Мы узнали много нового о таком простом, казалось бы, предмете, как ложка. Как её изготавливали на Руси. Как били баклуши. Брали специальную заготовку, чурбачок, чаще берёзовый, но подходила древесина любого плодового дерева.

-6

Затем металлическим теслом придавали нужную форму. После в специальном вращающемся барабане, заполненным грубой шерстью и мелкими камушками, заготовки доводились до ещё боле нужной формы. Бить баклуши доверялось и детям, сызмальства их приучали к труду.

-7

Ложка также была хорошим воспитательным средством. Балуешься за столом - получи ложкой по лбу. Деревянную ложку дарили на свадьбу. Одну на двоих. Молодые ели ею по очереди. Недаром говорят: «Муж и жена — одна сатана». Родившемуся ребёнку также дарили ложку - «ляльку».

-8

Деревянная ложка считалась символом достатка в доме. Когда что-либо пьёте из чашки или стакана, непременно выньте ложку, положите на блюдечко, в противном случае дом ожидает убыток. Нельзя стучать по столу ложкой, накличешь беду. Если ложка упала на пол — жди гостя. Хотите, чтобы гость не пришёл - не подымайте ложку. А ещё ложка являлась показателем работоспособности.

-9

Принимая на работу, претендента усаживали за стол. То, как он работал ложкой, говорило о его навыках. Если ел кое-как, то и работник никакой. С таким долго не разговаривали — скатертью дорога. Ложка всему голова, она так и выглядит, продолговатая на длинном теле-черенке. Ложка - значимый предмет домашнего обихода. Наполненная дёгтем, она может испортить целую бочку мёда. Это к тому, что никогда не следует терять её, мало ли в какие руки попадет.

-10

Экскурсия по музею подходила к концу, мы увидели множество ложек, на любой вкус и цвет. Простые и расписные, отечественные и заграничные, были даже такие, что принадлежали африканским вождям. Что ели ими аборигены? - сказать не могу, но явно не Кука, тот закончил свои дни в другом месте, да и ложек на тот момент в африканской глубинке практически не встречалось. Бедные люди, им приходилось всё есть руками. А теперь, пожалуй, о самом вкусном, о библиотеке Варенья.

-11

Располагается она на первом этаже, рядом с небольшим читальным залом. Вы заинтригованы? Тогда открою секрет, библиотека — это небольшая комната со стеллажами, на которых стоят банки с различным вареньем. Чего тут только нет. Есть апельсиновое, из одуванчиков, еловых шишек, огурцов и арбузов. И это только малая часть библиотечного фонда. Все экспонаты можно приобрести. А дабы выбор был неслучайным, кому захочется зимним вечером есть невкусное варенье, посетителей приглашают в читальный зал, где в уютной домашней обстановке, сидя за столиком, можно продегустировать несколько видов варенья. Для смены вкусовых рецепторов прилагается чай. Признаться, угадать с первого раза, какое варенье пробуется, не всегда получалось. Это своего рода кулинарный микс из ягод, фруктов и овощей. Сахар, ныне главный ингредиент для производства варенья, появился на Руси давно, где-то в XI веке, но был очень дорог, а потому использовался только знатью. Варенье готовили тогда на меду и патоке.

-12

Женщина-экскурсовод всё подробно рассказала, кто из великих какое варенье любил, и как его готовили. Например, царь Иван Грозный предпочитал варенье из мякоти перезревших огурцов с добавлением различных специй. А Пушкин любил обыкновенное - из крыжовника. Существует даже приворотное варенье. Его готовили девушки, страстно желавшие выйти замуж за князя или былинного богатыря. Каков процент желаемого исхода? - сказать трудно, статистика в те стародавние времена не велась. Рецепт волшебного варенья существует, но оглашать его здесь я не буду. Вдруг он составлен с ошибками, ведь прошло столько времени, буквы и цифры истёрлись, береста потемнела.

-13

Время, проведённое в библиотеке Варенья, прошло с пользой, было испробовано и приобретено некоторое количество ценного пищевого продукта. А ещё получены знания, как и что готовить. И перефразируя одну известную присказку, можно твёрдо сказать: «И я там был, в библиотеке Варенья, всё узнал, всё испробовал, приобрёл кое-что, чего и другим советую».

Ярославская область, посёлок Семибратово, сентябрь 2022 года