Серия: История освоения Сибири
Сегодня я хочу рассказать историю первых походов красноярских казаков на реку Кан за для взятия ясака с местных народов, поведать сколько времени на это ушло, с какими трудностями они столкнулись, что ценного они узнали от канских людей и какая неудача их постигла.
- 28 августа 1628 года, после завершения строительства Красноярского острога, основатель Красноярска, воевода Андрей Дубенской отдает приказ атаману Ермолаю Остафьеву основать зимовье на реке Кан, для сбора ясака с местных жителей. (Река Кан – Восточный приток реки Енисея.)
Ссылка на статьи о основании Красноярского острога в конце статьи
Ясак - царский налог пушниной (ясак - "закон", "устав" с тюрского). В первое время ясак взимался соболинными мехами, но позже стали брать лисьими, горностаевыми и беличьими шкурками. Шкурки соболей связывали по сорту по 40 шт. Такие связки назывались "сороки". Для того чтобы местное население не уклонялось от сдачи ясака казаки брали заложников - аманатов из ближайших родственников местных князей держа их в острогах.
- Ермолай Остафьев с пятидесятью казаками проплыв сто пятьдесят верст (240 км) от Енисея по реке Кан и преодолев 7 порогов через три недели высадился на берег и построил зимовье у порога Араксеева, укрепляя зимовье как только можно, боясь вражеского нападения.
- Остафьев отправляет разведку выше по реке Кан, где его люди обнаружили стойбище князца Тесеника ( район нахождения современного города Канска - 240км по автодороге от Красноярска на восток), который ясака не заплатил, но обещал приехать позже в зимовье.
- 22 ноября 1628 года князцы Тесеник и Тымак прибыли в зимовье и привезли с собой пятьдесят четыре соболя ясака. Тымака отпустили, а Тесеника оставили в заложниках пока Тымак не перепишет всех людей и не привезет за них ясак. Однако вернувшись в свое стойбище с казаками Тымак отказался собирать ясак пока казаки не отпустят Тесеника.
В переводе с тюрского Кан означает «кровь». Легенда гласит, что смелые жители Кана сражались с превосходящим войском татаро-монголов. «В 1207 г. Чжучи — сын Чингисхана — был послан с воинами к „лесным народам“. Чжучи покорил тубинцев, а вот жителей реки Кан, которую сами татаро-монголы называли Пасбекун (в переводе „дерево“ и „красная вода“), им поработить не удалось.
Стойко сражались храбрые воины Кана против захватчиков, но силы были слишком не равны и они отступили к реке, где и продолжилась битва. Падали в воду раненые и поверженные войны. Один воин зачерпнул ладонями воду, чтобы утолить жажду, и с ужасом воскликнул: „Кан!“».
На самом деле грунт в районе протекания Кана имеет красный цвет. Быстрая речка взбалтывает породу, что предает воде красный цвет.
- Трижды Остафьев отправлял служивых людей к Тымаку, но тот стоял на своем, он даже задержал у себя четырех казаков, пока его требования не будут выполнены, но обещал если Тесеника отпустят, собрать ясак по соболю с человека и привезти его в зимовье. Остафьев был вынужден согласиться и отпустил Тесеника.
- Тесеник вернувшись к себе вместе с казаками, отпустил заложников, собрал 34 соболя ясака, передал их казакам заверив в своей верности и пообещав платить ясак каждый год.
Тамак и Тесенек рассказали о Братской земле («браты» - буряты) и о пути ведущем туда. Князцы рассказывали, что вверх по реке Кан плыть 5 дней и 1,5 дня ехать на коне, через реку Бирь-река (Бирюса), к реке Уда (Чуна), (ориентировочно современный Чунский район Иркутской области) где живут бурятские первые кыштымы (подданые бурятов), а от зимовья до самих бурят ехать конным ходом 6 дней (современный район города Братск Иркутской области).
- Князцы поведали, что буряты неоднократно нападали на канских людей и что они помогут русским, если они захотят покорить их себе. Оставив семнадцать казаков в зимовье атаман и служивые люди осенью 1628 года вернулись в Красноярск. Оставшиеся казаки вернулись в Красноярск весной 1629 года.
- Этой же весной Дубенский отправляет четырех казаков в верховья реки Кан, дальше зимовья. Казаки нашли новый народ – камашинцев, проживающих в лесах верховья Кана и на реке Мана, впадающей в реку Енисей чуть выше по течению города Красноярска. Князец камашинцев Байга согласился сотрудничать и дал сорок соболей ясаку.
Казаки хотели идти дальше к бурятам, но их опередил воевода г.Енисейска Василий Алексеев, сын воеводы Аргомакова, пославший своих казаков в те места по реке Ангара. Да и местные князцы, котовцы отказались показывать дорогу к бурятам, сославшись на возможность нападения бурят на казаков и чтобы вины в том их не было.
А как вы думаете почему енисейские казаки попали к бурятам
быстрее? Есть вопросы? Напиши комментарий!