Найти в Дзене
ActaCinema

«А вот и Джонни» – эпидейктика Джеку Николсону

Отчаянный бунтарь и психопат, клоун и пожиратель сердец – такой противоречивой и яркой карьерой славится Джек Николсон – актер, сыгравший несколько ключевых ролей, отражающих целые поколения, и не растерявший актуальности по сей день.

Говоря о любимых актерах, мало кто вспомнит и назовет Джека Николсона – икону «Нового Голливуда», держащего уровень на протяжении пятидесяти лет. Но возраст берет свое, и некогда один из самых известных «плохих парней» не появлялся на экранах более десяти лет, заслужено проводя время на теплых пляжах или наблюдая за играми любимой баскетбольной команды «Лос-Анджелес Лейкерс». Впрочем, в последние время СМИ разносят слухи о прогрессирующей деменции, обнаруженной у актера, который все больше вынужден жить в затворничестве.

Жизнь в андеграунде (1958-1969)

Кадр из фильма «Побег в никуда»: https://ru.kinorium.com/56014/gallery/?photo=38746497
Кадр из фильма «Побег в никуда»: https://ru.kinorium.com/56014/gallery/?photo=38746497

Именно затворническим можно было назвать первый период карьеры Джека Николсона. Всему послужили годы его становления актерской карьеры. Джек всегда любил фильмы, а желание стать актером появилось после просмотра фильма «В порту», в котором снялся его кумир Марлон Брандо. Но путь к славе был нелегок, актеру пришлось на протяжении 10 лет сниматься в фильмах категории «Б». Джек даже подумывал о завершении карьеры, и часто дополнительно брался за написание сценариев. Но вот в чем точно повезло Николсону, так это съемки у известного независимого автора Роджера Кормана, который раскрыл таких метров режиссуры как Коппола, Скорсезе, Демме, Ховард и Кэмерон.

Николсон же играл у Кормана гангстеров, бунтарей без причины, ковбоев, мотоциклистов и наркоманов. Неудивительно, что, как и за Корманом, так и актером Николсоном закрепился штамп контркультурщиков. Но данная практика не была беспочвенной. Именно роль в бунтарском «Беспечном ездоке» принесла известность уже немолодому актеру, Джеку тогда было 32 года. Сыграл он адвоката, отправляющегося в путешествие вместе с двумя байкерами. каноны роуд-муви – фильмов, большая часть сюжета которых происходит в дороге. «Беспечный ездок» – стал гимном уже разлагающегося движения хиппи. И то, что герои весь фильм движутся в никуда – максимальное отражение целого поколения, которое старательно пыталась убить вокруг действительность.

Важно отметить, что фильм моментами как бы и сам кажется, уходит от цельного сюжета, буквально распадаясь на сцены. Но если знать, что во многих сценах актёры реально курили травку и закидывали ЛСД, то все начинает вставать на свои места, и знаете, это, черт возьми, даже в какой-то мере документально.

Важные роли (1969-1975)

Кадр из фильма «Беспечный ездок»: https://ru.kinorium.com/60054/gallery/?photo=38123735
Кадр из фильма «Беспечный ездок»: https://ru.kinorium.com/60054/gallery/?photo=38123735

После «Беспечного ездока» Николсон продолжил играть трагических героев, пытающихся убежать то от окружающей действительности, то от самих себя. Но главное, что фильмы похоже не только с философской точкой зрения, но и в выборе жанра «роуд-муви». В фильме «Пять легких пьес» Николсон исполнил роль музыканта из зажиточной семьи. Хорошо овладев искусством, его герой бросает то, что хорошо получалась, и уезжает подальше от родного гнезда. Герой Николсона не может примириться с протоптанной дорожкой, которую ему прокладывали с самого детства. Он всю жизнь не знал, чего хочет, и к чему действительно идет – все наскучивает и кажется бессмысленным. Он находит новую работу, новую женщину – и все опять сначала. Его выходы за рамки «нормального» поведения мало кто одобряет, его желания кажутся недостижимыми, его никто не понимает – ни друзья, ни семья, ни новая подруга, перед которой он хоть и чувствует какой-то долг, но все равно выбирает бегство. Он будет бежать долго, и вряд ли найдет, но дорога и поиск – есть его жизнь.

Второй же фильм о бегстве от самого себя, снятый гениальным Микеланджело Антониони будет оценен зрителями противоречиво. Возможно от чрезмерной философичности Антониони, или же плавного и размеренного сюжета. В «Профессии репортер» Николсону пришлось оставить за камерой свою бурную мимику и излишне эксцентричное поведение, и превратиться в обезличенного журналиста Дэвида Локка, чья жизнь кажется бессмысленной и неудачной.

Кадр из фильма «Профессия: Репортер»: https://ru.kinorium.com/68260/gallery/?photo=38363476
Кадр из фильма «Профессия: Репортер»: https://ru.kinorium.com/68260/gallery/?photo=38363476

Находясь, как специальный корреспондент в Сахаре, он снимает специальный фильм о повстанцах, которые пытаются свергнуть диктатуру. В один из будничных деньков его знакомый, представившийся ему бизнесменом, умирает от остановки сердца. Локк увидел в этом шанс – уйти от своей рутины, стать кем-то, заполнить свою жизнь новыми красками. И как символично, как идеально Антониони подбирает профессию героя. Как ни журналистам начинать новую жизнь, применять роли и убегать от своей натуры, принципов и взглядов?

Уточнение должности журналиста – репортера, словно элегантное дополнение. Посмотрите, насколько пуст этот человек, что даже его профессия связана с тем, что он отчуждает себя от события. Но можно ли найти смысл в свободе? – депрессивный ответ, и как следствие – убийство переживающего зрителя. Свобода беспощадна – как в «Мастере и Маргарите», которые освобождаются и обретают любовь после смерти. Локк с самого начала предпочитает исчезнуть, стереть всю свою историю – умереть. Свобода превращается в тяжелое и неизбежное угасание – будь это интерес к работе, к семье, к жизни.

Как итог – это не тот человек, его не опознает даже жена. Ну а что скажешь о себе ты, когда снова подойдешь к зеркалу?

Мировая известность. «Пролетая над гнездом кукушки» (1975)

Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» https://ru.kinorium.com/68174/gallery/?photo=147830
Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» https://ru.kinorium.com/68174/gallery/?photo=147830

Звезды сошлись: писатель-битник, свободолюбивый и талантливый режиссер, и Джек Николсон – актер «Нового Голливуда». Удивительный симбиоз прошлых ролей, яркой палитрой растворяется в мелком преступнике Макмерфи. Здесь прошлые герои Николсона, а именно образы бунтарей и байкеров, совмещаются с образами героев-искателей, превращаясь в одно целое. Возможно, только поэтому Форман в отличие от книги делает главным повествователем именно Макмерфи, а не индейца по прозвищу «Вождь». Ну, кто еще может кинуть вызов обществу? Кто может за собой повести людей? Только такой простак заводила, смотрящий на жизнь не замыленным взглядом.

Очевидно, что смысл фильма и его метафора, что психбольница – это мини-государство будет оставаться актуальным вечно. Достаточно лишь оглянуться и посмотреть, в каком обществе живем мы сейчас. Разве не бегают шизанутые людишки с абсолютно нездоровыми высказываниями? Не обрабатывают ли нас пилюлями злободневные газеты? Не ущемляют ли людей по каким-либо признакам? Да посмотрите на ту же Америку (опять разваливающийся Запад), где по-прежнему актуальна тема расизма. Хоть и таких индейцев как «Вождь» практически не осталось, проблемы возникают с афроамериканцами, ну а уж решение этих проблем точно придумывается при проведении лоботомии.

Но дело даже не в этом. Все мы успокоились, дураков, чтобы жертвовать собой почти не осталось. Брошенная фраза Макмерфи: «ну я хотя бы попытался» может показаться сейчас смешной. Мы же все приняли правила игры подавляющей системы, ведь все мы боимся быть стертыми повестками и чистками. А он не боялся. Как минимум, фильм надо посмотреть за его безграничное вдохновение, за желание почувствовать, как важно самому быть довольным и принимать сугубо личные, а не навязанные решения.

«Но “Сияние” обрушится вниз. Станет твоей судьбой» (1980-1990)

Кадр из фильма «Сияние»: https://ru.kinorium.com/75199/gallery/?photo=48943042
Кадр из фильма «Сияние»: https://ru.kinorium.com/75199/gallery/?photo=48943042

В 80-м году Николсон принимает предложения Стенли Кубрика, снимавший экранизацию книги Стивена Кинга «Сияние». Наверно большинство не только молодой, но и в принципе аудитории любителей кино знают Джека Николсона по роли Джека Торранса – сошедшим с ума главой семейства.

Наверно с этого момента, Джек Николсон зарекомендовал себя как не просто негативного персонажа, а безумного психопата. Хотя, для разозленного Стивена Кинга, которому не понравилась экранизация Кубрика, Николсон всегда выглядит как безумец. Для большинства зрителей Джек начал ассоциироваться не как лирический герой, находящийся в поиске и сражающийся за справедливость, а как неприятный негодяй. Все напряжение в «Сиянии» создается за счет атмосферы отеля и игры актеров. Кубрик специально выхватывает крупные планы, дает Николсону переигрывать, чтобы зрителю становилось некомфортно. Учитывая, что его герой вдобавок страдает алкоголизмом – вышло аутентично.

Кадр из фильма «Бэтмен»: https://ru.kinorium.com/75199/gallery/?photo=48943042
Кадр из фильма «Бэтмен»: https://ru.kinorium.com/75199/gallery/?photo=48943042

Николсон настолько хорошо отыграл неуравновешенного писателя, что в 52 года получает роль Джокера в еще тогда ничего не обещающем «Бэтмене» Тима Бертона. Сейчас уже мало кто вспомнит о Бэтмене в исполнении Майкла Китона, да и самого актера давно забыли, разве что «Бердмен» напомнил о его существовании. Хоть и вышел фильм в 1989, он проигрывает лишь только Нолановской трилогии, и даже новый эмо-бой Паттисон не смог изменить эту ситуацию.

Джокер в исполнении Николсона получился весьма пугающим. Учитывая, что после безумных взглядов в «Сиянии» Николсона прописали в роли психопатов – таким он и выглядел в фильме Бертона. Да, у него не было анархических замашек и абсолютного ультранасилия как у Джокера Хита Леджера. Джокер Николсона – это превращения мафиози, одержимого деньгами в сумасшедшего клоуна, которому не чужд юмор, и который с помощью шутки (веселящего газа) планирует уничтожить Готэм.

Последние годы карьеры – «Лучше не бывает» (1990-2010)

-8

Таких разнообразных ролей в период с 90х годов у Николсона не было со времен работы с Корманом, когда ему приходилось играть то, что попадется под руку. Сейчас же он был волен выбирать то, что душа изволит. А душа уже немолодого актера продолжала веселиться. С 90-х Николсон с удовольствием играл в комедиях: «Управление гневом», «Марс атакует!», «Как знать...», а также залетел на фильм Мартина Скорсезе «Отступники» – если не смотрели, бегите смотреть. Но проявить свой класс ему предстояло немного в приземленных фильмах, где помимо шуток, встречались и серьезные проблемы.

В фильме «Лучше не бывает» Николсон сыграл нервного писателя-брюзгу по имени Мэлвин, отделившегося от социума. Всему виной его психическое обсессивно-компульсивное расстройство, при котором происходят не только эмоциональные неврозы, но и приходят на ум навязчивые идеи. Так Мэлвин постоянно шпионит за соседями, закрывает дверь на пять замков, наступает на определенные квадраты плитки, ходит со своими кухонными приборами в кафе, и любит, когда его обслуживает одна единственная официантка, к которой он привык.

Кадр из фильма «Лучше не бывает»: https://ru.kinorium.com/108529/gallery/?photo=49169795
Кадр из фильма «Лучше не бывает»: https://ru.kinorium.com/108529/gallery/?photo=49169795

К счастью для затворника Мэлвина, жизнь не проходит отдельно от людского внимания. Он срочно понадобиться соседской собачке, хозяин которой загремел в больницу. Такая перемена учит Мэлвина дружбе и помощи. Оказавшись сам наедине с псом, Мэлвин бы будто чувствует важность заботы и любви, что сразу вспоминает свою официантку, единственную, кто его обслуживает и проявляет снисходительность ко всем его выходкам. У нее тоже тяжелая судьба, и только Мэлвин – неотесанный грубиян, способный на добрые поступки.

Николсон наиграл в этом фильме на «Оскар», смог изобразить диагноз, которому мы поверили, как верили Дастину Хоффману в фильме «Человек дождя».

Дальше были не очень известные работы, за исключением наверно «Пока не сыграл в ящик» совместно с Морганом Фрименом. Добрый и в тоже время грустный фильм, о двух пенсионерах, устроивших себе «во все тяжкие» во время лечения от рака. Здесь его игра не будоражит, видели мы такого Николсона – ничего нового, сказали себе зрители. Но вот что осталось неизменным – он снова борется, все еще ищет свободу, пусть и не в философском его значении. Николсон был бунтарем, играл бунтаря и продолжит им быть до смерти, как его кумир и коллега Марлон Брандо, вдохновивший Джека стать актером.