Итак, Северное укрепление и вся старая линия укреплений были захвачены, но, как это ни странно, остатки советских частей сохранили единый фронт, и остатки организации. 22 числа части отошли на еще один рубеж, проходивший через Михайловский форт и Летний лагерь училища береговой обороны. В тылу обороняющихся находились массивы старых царских батарей.
Немецкая 132-я пд, силами 97-го полка и пионерных частей продолжила прорыв на «Батарейный мыс» (мыс Толстый) между берегом моря и Северным укреплением. Ей содействовал один батальон 24-й пд (3-й батальон 102-го полка), который обходя Северное укрепление с востока, атаковал вдоль современной ул. Симонок в западном направлении.
Как указывает командир 132-го пионерного батальона в своем донесении: «В течение ночи подрывными зарядами было подавлено сопротивление на батарее в районе ориентира 652» [1]. А, вот дальше 97-й пп столкнулся с еще одной линией обороны на подступах к Михайловскому форту. Она представляла собой проволочное заграждение с тремя пулеметными монолитными дотами и летний лагерь ВМУ БО. Противник указывает, что достаточно долго сопротивлялся бетонный дот в районе ориентира 650 и опорный пункт в домах между ориентирами 649 и 650[2]. Скорее всего, имеется в виду монолитный пулеметный дот, уничтоженный при строительстве базы отдыха.
Как указывается в материалах 102-го полка «…продвижению сильно мешают полевые позиции и бетонный дот 300 м западнее ориентира 658. При продвижении вперед, батальон 31-й пп был остановлен фланговым огнем артиллерии с «Михайловской батареи»».
Огонь вели три зенитки сводной батареи 110-го зенитного артполка, находившиеся в районе современного катерного причала «Радиогорка» [3]». В общем счете противник отмечает на этой линии обороны два бетонных дота и один, сложенный из камня. В связи с упорным сопротивлением советских частей в районе мыса Толстый, противник был вынужден отозвать из Северного укрепления дополнительные силы саперов и попросить помощь 24-й пд.
Наложением карт можно понять, что речь идет о бетонном доте, сохранившемся до настоящего времени. Он расположен в 500 м выше ограды Михайловского форта, над гаражами.
Как указано в материалах 102-го полка: « Авиационная поддержка 8-го авиакорпуса атаки на «Батарейный мыс» оказалась неэффективной. До полудня шла борьба за бункера и позиции 300 м западнее ориентира 658. После полудня острие удара находилось в районе 648[4], обходя Михайловскую батарею. Для усиления продвижения атакующим частям был придан резервный батальон 31-го полка, освободившийся после взятия Северного укрепления. При продвижении вперед, батальон 31-й пп был остановлен фланговым огнем артиллерии с «Михайловской батареи»».
В результате тяжелого боя противнику удалось к 16 часам выйти на подступы к Константиновскому и Михайловскому фортам, но он был вынужден приостановить наступление и начать обстрел фортов. По немецким данным в ходе боя за «Батарейный мыс» захвачено «4 позиции бронированных орудий, 24 каземата, 14 бункеров, 80 пленных» [5]. Однако, судя по донесению командира 132-го пионерного батальона, его первая рота почти полностью выбыла из строя. Данных по потерям 97-го полка пока нет, но, судя по донесению командира дивизии, они тоже были достаточно высокими.
Советские источники пишут об ожесточенном, многодневном сопротивлении Константиновского и Михайловского фортов, однако, документы противника дают чуть иную информацию. Противник указывает, что непосредственный штурм этих укреплений занял лишь несколько часов.
Из вечернего донесения 132-й пд: « Противник, упорно сопротивляющийся в бункерах, во второй половине дня был отброшен и уничтожался 97-м пехотным полком и 132-м пионерным батальоном. К 16 часам цель атаки- «Батарейный мыс» был захвачен. Из-за фланкирующего огня оконечность мыса Северная коса не захвачена, но свободна от противника. 3-я батарея 190-го дивизиона штурмовых орудий действует вместе с частями дивизии.
Захвачены: «Северное укрепление», батарея в районе ориентира 652 (длиной 300 м, бетонные казематы) 11 бетонированных позиций для орудий, 32 бетонных бункера, 7 бронеколпаков, 70 деревоземляных бункеров, 1 шт. 10-см длинноствольных орудия, множество многозарядных винтовок … 182 пленных. Взрывами некоторые казематы уничтожены вместе со своими расчетами, таким образом, погибло много врагов» [6].
Вместе с тем, противник отмечает, что ведется огонь с Батарейного мыса с двух огневых позиций[7]. В указанном районе находились бывшие царские батареи №1, №2 (4 отдельных двориков с погребами), №3 (длинный бетонный массив с погребами боезапаса, на флангах которого находились орудия батареи №12), №4 (4 отдельных двориков с погребами), №5 и №6 (длинный массив с подбрустверной галереей).
Как указано в документах 24-й пд: « бой шел за каждую позицию, на Батарейном мысу приходилось брать гнездо за гнездом, количество убитых большевиков многократно превышало количество пленных».
Бой шел в районе казематов старых царских батарей, огневой позиции 12-й батареи. К сожалению, все укрепления на м. Толстый, избитые пулями и осколками, взорванные и засыпанные вместе с погибшими защитниками казематы ныне территория дач. Имена героев тех дней мы, наверное, уже не узнаем никогда.
Ночью остатки частей 95 сд начали отход к фортам Михайловский и Константиновский. В Михайловском форте находились 130 человек из состава: 110-го зенитно-артиллерийского полка во главе с капитаном Р.Хайрулиным, личного состава 702-й батареи береговой обороны, часть личного состава 12-й авиабазы под руководством интенданта 3-го ранга В.И.Пустыльника.
Ночью к ним с оборонительной линии отошли остатки 1-го батальона 90-го сп. Остатки 161 сп отошли к форту Константиновский.
Одновременно шел бой за военный городок у Инженерной пристани. Как указано в материалах 24-й дивизии: «В результате отчаянной атаки удалось захватить северную часть укрепленного поселка, отбросив противника на юг. Был захвачен склад с зимним обмундированием и смазочными веществами. В силу критического положения, сложившегося у 3-го батальона 102-го полка, ему в помощь в 16 часов был переброшен 2-й батальон того же полка» [8]. Как указывают немецкие документы: «Противник оказывал отчаянное сопротивление, в его рядах замечено много гражданских лиц с оружием».
По состоянию на 23 часа вся Северная сторона была захвачена противником. Исключение составляли : форт Михайловский, Северная коса и Константиновский форт. Именно с этого момента можно отсчитывать начало обороны в опорных пунктах.
Но и здесь есть расхождения с советской версией. Самый большой очаг сопротивления отмечен в районе «Пригорода» (военный городок у Инженерной пристани). Противник отмечает, что в юго-западной части городка продолжается сопротивление.
[1] Царская 7-я мортирная батарея.
[2] Летний лагерь ВМУ БО над Нахимовскими погребами.
[3] По непонятной причине, немецкие дивизии использовали разные сетки ориентиров. 24-я пд использовала измененную на 4 единицы нумерацию ориентиров, в то время как 132-я пользовалась «старой» нумерацией, из-за чего может возникать путаница.
[4] Нахимовские погреба
[5] NARA T-312 R-1348 f. 0594
[6] NARA T-312 R-1348 f. 0596
[7] NARA T-312 R-1348 f. 0594
[8] NARA T-315 R-797 f. 0695