Найти тему

Еврейское Зарядье.

Ах, как же чисто и комфортно стало в Зарядье! На большом пространстве высажены деревья и растения, представленные разными климатическими зонами нашей необъятной России. Тут и берёзовая роща, и хвойный лес, и степь, и даже тундра. И в каждой зоне свой искусственный микроклимат, поддерживаемый специальными системами обдувания и даже регулировки температуры! Поэтому дышится здесь легко и привольно.

Чисто, свежо и безлюдно — парк моей мечты! Конечно, в жизни так не бывает. Особенно если это центр Москвы. Пришлось повырезать человечков 20, в том числе и на амфитеатре вдали. Труднее всего далась мороженщица со своим лотком. Догадайтесь, где она стояла!
Чисто, свежо и безлюдно — парк моей мечты! Конечно, в жизни так не бывает. Особенно если это центр Москвы. Пришлось повырезать человечков 20, в том числе и на амфитеатре вдали. Труднее всего далась мороженщица со своим лотком. Догадайтесь, где она стояла!
Час в Зарядье.
Больше чем просто хобби15 августа 2022

Глядя на это приволье, трудно поверить, что в прошлом веке здесь были коммунальные трущобы, а в позапрошлом — самое настоящее еврейское гетто!
Позволю себе отклониться от своего фотоотчёта и привести цитаты и старые фотографии из интереснейших статей неких shulga «Зарядье: гетто под стенами Кремля» и Алексея С. Железнова «Еврейское Зарядье», размещённых в Livejournal.

«Мало кто знает, но в Москве, как и во всех нормальных европейских городах, тоже было свое еврейское гетто. И располагалось это гетто не где-нибудь на задворках Белокаменной, а прямо под стенами Кремля, этого сакрального символа русской государственности. Это - Зарядье, второй по древности, после Кремля, район Москвы, который полвека назад был снесен ради архитектурных экспериментов товарища Сталина…
Вид на Зарядье. Начало XX в. Примерно та же точка съёмки, что и на моём фото — только чуть назад и выше. В ржавых куполах снизу фото с трудом угадываются роскошные главки Знаменского собора.
Вид на Зарядье. Начало XX в. Примерно та же точка съёмки, что и на моём фото — только чуть назад и выше. В ржавых куполах снизу фото с трудом угадываются роскошные главки Знаменского собора.
Вообще-то во времена Средневековья это был довольно престижный район, возникший возле главной Речной пристани на Москва-реке. В XVI - XVII вв. этот район был довольно плотно застроен богатыми каменными зданиями, но к концу XVIII в. от былой роскоши остались одни напоминания – например, в виде каменных палат бояр Романовых, сохранившихся и до наших дней. Но потом случилась Отечественная война 1812 г., и древний посад практически полностью выгорел. Новые жильцы уже были людьми попроще - это были мастеровые люди, грузчики, работавшие на пристани, купцы, приказчики, трактирщики. Попроще стала и застройка - теперь здесь строили не особняки, а двух- и трёхэтажные каменные дома, в нижних этажах которых находились лавки и склады, а верхние были жилыми. «Несмотря на то, что владельцами домов были известные богачи, - писал краевед Петр Сытин, - сами они не жили в этих домах, которые были построены специально для сдачи мелкому ремесленнику или служащему люду»…
Евреи издавна посещали Россию по торговым делам, но селиться на русских землях им было запрещено. Лишь с воцарением Екатерины II после 3-го раздела Польши около 500 тыс. евреев стали российскими подданными. Екатерина запретила селиться евреям в крупных городах и, конечно, в столице. Она определила им места проживания, ограничив их передвижение по стране чертой оседлости. Основными занятиями евреев, которым было запрещено владеть землей, были торговля и ремесло. Для того, чтобы торговать, нужно было покидать черту оседлости и приезжать в города. А для этого еврей обязан был запастись, кроме обычного паспорта, еще одним документом, в котором местная администрация удостоверяла, что данное лицо имеет право и надобность отлучиться на известный срок во внутренние губернии. Этот документ назывался губернским паспортом».

В моей новой книге «Разоблачение пророков» будет дан ответ на вопрос: когда и где появились первые иудеи? В частности, удалось отыскать реальные прототипы для безусловно фантомных пророков Моисея, Авраама и Сарры, считающихся прародителями еврейской нации. Но приоткрою немного секрет: иудаизм зародился на землях Причерноморья и Приазовья во второй половине XIV в., в Киеве была ханская резиденция «пророка Моисея». Таким образом, современная Украина — это и есть исконные жидовские земли. А сообщение о том, что евреи (правильнее употреблять их историческое название — жиды, без негативного оттенка) массово стали российскими подданными только при Екатерине II, выдаёт ложную версию кривдоисториков! Действительно, земли Украйны (так она тогда называлась) стали подчиняться Петербургской России только после разгрома последнего царя Великой Тартарии (1775), известного нам по кривдоучебнику под именем Емельяна Пугачёва. Об этом тоже подробно говорится в моей новой книге.

«Въезд в Москву проходил через заставы, на которых и проверяли документы приезжавших. Заставные будки были первым учреждением, с которым еврею приходилось сталкиваться при въезде в Москву. Иудеев препровождали под конвоем в полицейский участок для дальнейшего отбытия к единственному месту проживания, определенному законом, самому маленькому гетто в Европе — Глебовскому подворью. Оно находилось в Зарядье.
Гетто в Зарядье.
Гетто в Зарядье.
Подворье названо Глебовским в честь статского советника Глебова, в старости ослепшего и завещавшего свой дом казне с тем, чтобы доходы направлялись на благотворительные цели, в основном, в Глазную больницу. С 1826 г. это место стало называться «жидовским подворьем».
Прибывая в столицу, еврей должен был переодеться, так как закон обязывал не появляться в национальном костюме в общественных местах, объясняя тем, что это может «спровоцировать оскорбления и неприятные приключения». Временно жить в Москве могли купцы 1-й и 2-й гильдий по 2 месяца, а 3-й гильдии — месяц, а также ремесленники, доказавшие свое умение. Въезд евреев в Москву по личным делам был запрещен.
Вот как описывает подворье один из его постояльцев: «Изнутри двухэтажный дом подворья был похож на тюрьму с тем лишь различием, что в «жидовском подворье» ничего не давалось даром, а оплачивалось втридорога. Речи о комфорте, спокойствии и других удобствах вообще не шло. Единственное подворье «еврейской оседлости» в Москве обязано было, по приказанию начальства, во что бы то ни стало вмещать столько жильцов, сколько их прибудет в столицу: теснота никогда не служила отговоркой, и гетто никогда не знало предела пресыщения». Вечером ворота подворья запирались, и жилец лишался права входа и выхода.
В 1856 г. Александр II разрешил евреям селиться в столице вне подворья, но оно все равно продолжало быть средоточием еврейской жизни Москвы. В Зарядье селились ремесленники-скорняки, портные, сапожники и люд, занимавшийся мелкой торговлей.
Еврейское население Зарядья росло, и предприниматели стали строить там доходные дома. Для того, чтобы увеличить количество комнатушек, лестницы выносились наружу и образовывали галереи, на которых в теплое время года протекала вся жизнь подворья.
На страницах журнала «Время», издаваемого Ф.М. Достоевским и его братом, мы читаем: «Евреи стеснены весьма значительно, и огромное количество их живет в крайней бедности с огромным количеством детей… Живут они обыкновенно в страшной тесноте и в своих занятиях, ремеслах соперничают друг с другом до последней крайности».
Дом с «галдарейками». Ершов переулок, 7. Для того, чтобы уменьшить число лестниц и входов, с надворной части были устроены длинные галереи, или, как их называли, „галдарейки“, в каждую квартиру вел только один вход. На „галдарейках“ в летнее время располагались мастеровые со своими работами; сапожники сидели на „липах“ и стучали молотками, скорняки делали из камчатских бобров или сшивали лоскутки меха, хозяйки выходили со своим домашним шитьем, около них вертелась детвора.
Дом с «галдарейками». Ершов переулок, 7. Для того, чтобы уменьшить число лестниц и входов, с надворной части были устроены длинные галереи, или, как их называли, „галдарейки“, в каждую квартиру вел только один вход. На „галдарейках“ в летнее время располагались мастеровые со своими работами; сапожники сидели на „липах“ и стучали молотками, скорняки делали из камчатских бобров или сшивали лоскутки меха, хозяйки выходили со своим домашним шитьем, около них вертелась детвора.
Вскоре Зарядье превратилось в настоящий островок еврейской жизни Москвы. Там стояли одноэтажные дома с вывесками: «Часовщик Анцелович», «Булочник Дроздонс», «Фабрика парусной тесьмы Э. Бенньямисона»; в больших комнатах жилых помещений устраивали молитвенные залы, к субботе и праздникам женщины пекли струдель, яичные коржики и пели грустные колыбельные песни.
Некоторые переулки представляли собой в буквальном смысле еврейские базары, ничем не отличающиеся от базаров каких-нибудь захолустных местечек на юге, в черте оседлости. Торговки-еврейки со съестными припасами и разным мелким товаром располагались не только на тротуарах, но и прямо на мостовой. По переулкам находились еврейские мясные, колбасные лавочки и пекарни, в которых к еврейской пасхе выпекалось огромное количество мацы. При мясных лавках имелись свои резники, так как по еврейскому закону птица или скот должны быть зарезаны особо обученными для этого дела людьми — резниками. Много было в Зарядье и ремесленников-евреев: по большей части они занимались портновским, шапочным и скорняжным ремеслом.
Дом-корабль в Зарядье - это самый большой и самый известный дом с галереями, который существовал в Москве. Тут экономия стала изюминкой дома и прославила его. Галереи украшены коваными заборчиками и держателями крыши в стиле модерн.
Дом-корабль в Зарядье - это самый большой и самый известный дом с галереями, который существовал в Москве. Тут экономия стала изюминкой дома и прославила его. Галереи украшены коваными заборчиками и держателями крыши в стиле модерн.
Праздники евреями соблюдались очень строго, никакой торговли и работы в эти дни не было. С вечера пятницы шумное, суетливое Зарядье затихало — переулки были пустынны. В каждом доме приготовлялся ужин, за который усаживалась вся семья; на столах в особых высоких подсвечниках горели свечи, зажигаемые только в праздники. Ужинали, не снимая картузов, так молились и в синагогах. Если какой-нибудь русский из любопытства заходил в синагогу, его просили не снимать картуза. Днем в субботу сидели дома, с утра читали священные книги, а к вечеру шли гулять. Излюбленным местом прогулок был Александровский сад.
К концу 1870-х гг. вблизи Глебовского подворья появилась и первая в Москве синагога. Те евреи, кто служил в Москве в армии более 15 лет, имели право на семейную жизнь, и купцы вместе с товарами привозили в Москву девушек из бедных еврейских семей. «Времени на ухаживание не было, - писал историк Самуил Вермель. - Очень быстро составляли брачный договор, в молитвенном зале ставили «хупу», раввин благословлял молодых, служилый становился семейным человеком, а его жена и дети получали право на жительство в Первопрестольной; их внуки называли себя коренными москвичами».

Теперь понятно, откуда среди коренных москвичей взялись евреи. Как пел Аркадий Северный, «Евреи, евреи… кругом одни евреи!»

«В 1891 г. генерал-губернатором Москвы стал князь Сергей Александрович, брат императора, при котором из Москвы были принудительно выселены около 30 тысяч еврейских семейств. Состав гетто изменился. Так, в “Прогулках по Москве”, вышедших в 1917 г., сказано: “Здесь ряд больших, малых и мелких торговых и промышленных предприятий и лавок, принадлежащих представителям всех национальностей: тут и персы, и армяне, и евреи, и русские”. К началу ХХ в. только половина жителей Зарядья принадлежала к еврейской диаспоре...
После революции Зарядье превратилось в район коммуналок и настоящих трущоб. В 1930-х гг. хотели построить на месте трущоб огромное здание Народного комиссариата тяжелой промышленности, архитектура которого должна была перекликаться с проектом Дворца советов. Проект не был осуществлен, но место расчистили и выстроили громаду гостиницы «Россия», уничтожив последние остатки исторического Зарядья».
Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая наб., 5).
Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая наб., 5).

Вот до какой разрухи довели большевики Зарядье в 1930-е гг. А вот как эта же церковь Зачатия Анны выглядит теперь:

-7

К сожалению, времени на осмотр интерьера этой интересной церкви, как и других музеев Зарядья, не оставалось. Я тут никогда раньше не был. Придётся ждать другого подходящего случая.

Продолжение следует.