Найти тему
РОКЛЯ

Мама, это Рок-н-ролл?

27 ноября 2022 исполняется 20 лет со дня выхода 15-го студийного #альбома петербургской #рок-группы ДДТ, получившего название "Единочество I".

Ранее на канале уже получили освещение такие альбомы ДДТ, как: "Свинья на радуге", "Актриса Весна", "Черный пес Петербург", "Любовь" (видео-обзор), "Метель августа" и "Иначе", а альбом "Пластун" упоминался в обзоре "Еще три юбилея". Обзор песни "Тень на стене" и клипа на нее был сделан в публикации "Если ищете песню".

В настоящем обзоре ставится задача рассмотреть сложную историю создания альбома, а также оценить его художественные особенности и cделать вывод о его положении в дискографии коллектива.

окончательная обложка альбома
окончательная обложка альбома

Вот как кратко оценил значение альбома для истории коллектива его лидер Юрий Шевчук:

"Это первая часть двойного альбома ДДТ, завершающая классический период группы.
Сюда вошли композиции, написанные за последние два года.
Запись альбома происходила в течение восьми месяцев. Январь — август 2002 г.
Это первая работа, полностью сделанная на нашей студии".

Предыдущий альбом, "Метель августа" (2000), вырос из нескольких треков, не вошедших в альбом "Мир номер ноль" (1999), и, скорее, закрыл очередную главу #ДДТ, чем открыл новую. Вполне можно сказать, что эта пластинка закрыла исключительно продуктивные и креативные для группы 1990-е.

Никита Зайцев
Никита Зайцев

Группа уже была готова писать новую страницу своей истории в наступившем XXI веке, но она началась с потерь. 23 августа 2000, на 45-м году жизни, после продолжительной болезни, мир покинул Никита Зайцев, периодически сотрудничавший с группой в качестве гитариста, скрипача и аранжировщика с 1987. Его #скрипка есть и в "Мире номер ноль", и в "Метели августа", и даже появится после его смерти, в "Единочестве II".

афиша юбилейного концерта в Петербурге
афиша юбилейного концерта в Петербурге

В ноябре 2000 мощными #концертами в Уфе, Москве и Петербурге, ДДТ отметили 20-летие коллектива.

Этот момент не может остаться без личного комментария. Увиденное мной в Олимпийском 4 ноября 2000 до сих пор остается не просто одним из лучших увиденных концертов, а вообще одним из ярчайших событий всей жизни.
Концерт продолжался 3 часа 45 минут - самое продолжительное из выступлений, которое я когда-либо видел. Были сыграны песни почти из всех альбомов, плюс новые, концерт сопровождали масштабный экран, фейерверки, хор и балет, а на сцену поднимались музыканты уфимского и московского периодов ДДТ.
Юрий Шевчук читал стихи, залезал под потолок по лестнице без какой-либо страховки, в середине концерта был предусмотрен акустический блок на отдельной сцене. Все увиденное оставило просто потрясающее впечатление...

Нужно отметить, что существует сокращенная и полная видео-версии юбилейного концерта в Москве, которые отличаются не только трек-листами, но и режиссерской работой.

В апреле 2001 Юрий #Шевчук выступил с серией эффектных акустических концертов. Их неповторимое звучание вместе с маэстро создавали Вадим Курылев и Константин Шумайлов.

Новые песни - "Век", "Она", "Забери эту ночь", "Мама, это Рок-н-ролл", "Любовь подумай обо мне", "180 см" и другие, звучали как на юбилейных и акустических, так и на электрических концертах группы в московской Горбушке, которые состоялись 29-30 ноября.

Петербургская премьера программы состоялась 3 декабря, собрав 7 тысяч зрителей. Два дня спустя группа отбыла в свое третье турне по Северной Америке, которое охватило четыре города в США и три в Канаде.

Эти выступления 2001 сам маэстро небезосновательно считает продолжением поиска нового звучания ДДТ.

Ноябрьские концерты легли в основу двойного концертного альбома и фильма "Город без окон" (2004), части которого назывались "Вход" и "Выход". Они интересны как интересными вариантами старых и новых песен ДДТ (в том числе не записывавшимися в студии "Танго войны" и "Далеко, дале`ко..."), так и сольными номерами Вадима Курылева "Последний Адам" и "Рок-н-ролл Дядя Миша", а также кавер-версией на песню Джорджа Харрисона "While My Guitar Gently Weeps".

ДДТ в 1999 - 2002 (фото группы с обложки альбома "Город без окон")
ДДТ в 1999 - 2002 (фото группы с обложки альбома "Город без окон")

Юрий Шевчук даже нашел время сняться в художественном фильме-комедии "Вовочка" (2002). Его амплуа поэта, ветерана и алкоголика оказалось весьма органично. В финале фильма звучит ранняя версия песни "180 см".

кадр из фильма
кадр из фильма

Первые студийные разработки нового материала начались на репетициях в октябре 2001, и, как уже отмечалось, запись "Единочества" стартовала в январе 2002 и растянулась на месяцы. Она происходила на вновь созданной студии группы на 4-й Советской улице Петербурга, действующей и по сей день.

Вспоминает Юрий Шевчук: "Это была наша самая долгая работа над пластинкой. 8 месяцев ежедневного труда, почти без выходных.
Этот альбом существенно отличается от других - это первая работа в нашей собственной студии, которую мы строили три года, и где вся аппаратура наша. Мы впервые писали альбом на своей студии, не считая часов. Мы очень старались, чтобы этот альбом был непохож на старые, и не хотели клонировать старые песни, отойти от клише последнего времени.
Для нас "Единочество" - достаточно интересная творческая работа: на своей студии всегда лучше работать. Поэтому у нас практически не было в этом году концертов - этот год полностью студийный.
Сейчас мы в том состоянии, когда уже можем позволить себе некоторое время не гастролировать.
В "Единочестве" мы старались достичь сложного и прозрачного звука. В этом альбоме - наша любовь и наша жизнь. За последние два года в нашей жизни были разные состояния, и мы попытались сохранить их в этом альбоме. Концерт - это страсть, эмоции, обмен энергией. Альбом - это все-таки более сухая студийная работа.
"Единочество"' - это книжка, а не набор песен, это какие-то монологи, может быть диалоги. "Единочество" - это немножко странный альбом, этим он мне нравится, он ближе по своему построению к "Миру номер ноль".
В "Единочестве" достаточно сложный саунд - от шансона и живых гитарных аккордов до самого последнего веяния электроники. Странный альбом, вам надо его послушать: он очень поэтичен, такой размышленческий, есть какая-то доля крика, есть много шепота, он отличается от всех альбомов, которые были".

Таким образом, над "Единочеством" работали следующие музыканты:

  • Юрий Шевчук — автор, вокал, гитары, томы
  • Вадим Курылев — гитары, бэк-вокал, блок-флейта, балалайка, аккордеон, орган
  • Константин Шумайлов — клавиши, семплеры, клавишный бас, бэк-вокал
  • Павел Борисов — бас-гитара, малые барабаны
  • Игорь Доценко — ударные, шейкер
  • Михаил Чернов — саксофон
  • Иван Васильев — труба

Звукорежиссерами записи выступили: Игорь Сорокин на первом этапе работы над альбомом, и Игорь Тихомиров на финальном.

автор у афиши концерта, апрель 2002
автор у афиши концерта, апрель 2002

Тем временем, следуя странной традиции играть новые программы до выхода альбома, 20 апреля 2002 ДДТ представили в московском Дворце спорта Лужники новую программу "Единочество. Мама, это Рок-н-ролл?". Лично у меня этот концерт оставил очень странные впечатления: было совершенно очевидно, что группа ищет новое звучание, но зачем половину программы заполнять вещами, которые никто не слышал и не знает, к которым никто не успел привыкнуть, которые нельзя узнать и подпеть?

Этот концерт оказался последним выступлением ДДТ в Лужниках, и последним концертом с Вадимом Курылевым в составе группы в Москве.

В октябре Юрий Шевчук прибыл в Москву для съемок клипа на песню "Осенняя". Клип вышел красочным и атмосферным, это, безусловно, одна из лучших видео-работ на песни ДДТ.

11 октября на Нашем радио, всегда благосклонном к группе, состоялась премьера этой песни, которой, наверное, было суждено стать главным #хитом будущего альбома (до этого на этом радио уже ротировалась концертная версия песни "Мама, это Рок-н-ролл").

Вадим Курылев
Вадим Курылев

На пресс-конференции, посвященной выходу нового альбома, Юрий Шевчук сообщил об уходе из группы гитариста Вадима Курылева.

Вадим пришел в ДДТ в 1986, и в течение последующих 16 лет в качестве мультиинструменталиста и аранжировщика являлся одной из ключевых фигур группы. Можно смело утверждать, что без этого музыканта мы бы не знали и не слышали тех ДДТ, которых знаем и ценим. Его последнее выступление с группой состоялось в июне в Петербурге - там же, где и впервые, за полтора десятилетия до этого.

Увы, обобщая обстоятельства ухода из ДДТ таких музыкантов, как Андрей Муратов, Андрей Васильев, Вадим Курылев, Игорь Доценко и Михаил Чернов, можно с сожалением констатировать, что все они покидали группу с обидой. Мне встречалась версия, что причиной ухода Курылева послужил его некий конфликт с лидером коллектива по окончании записи нового альбома.

Курылев о своем уходе из группы и отношениях с Ю. Шевчуком: "Я был его товарищем по работе, иногда единомышленником, иногда соавтором, но другом — вряд ли.
Чтобы считаться другом Юры, надо быть космонавтом, героем-афганцем или бандитом-романтиком. Душевные хлюпики с гитарами никогда не пользовались у него авторитетом. Например, другом Юра считает Кузьминского, известного диссидента-философа, Диогена русской литературы, заброшенного судьбой в американскую глубинку. Кузьминский — один из умнейших людей нашего времени, не подчинившийся никому — ни одной власти, ни одной моде, пишущий книги о русской поэзии и живущий на каком-то хуторе почти в нищете. Полный альтернативщик и партизан сознания. Куда мне тягаться с такими персонажами за право быть другом Шевчука. Я на это никогда и не претендовал.
А что будет потом, откуда я знаю, нельзя ни от чего зарекаться. Но я надеюсь, что вряд ли еще когда-то понадоблюсь Юре в его великих делах. Они для меня несколько великоваты".
"Да у нас в ДДТ не было никогда просто личных отношений. Все отношения строились только на творчестве. Когда мы были наиболее близки, это означало, что наши вкусы и взгляды на музыку и на искусство максимально сходились.
Такое положение вещей, конечно, исходило от Юры. Например, мы с Игорем Доценко уже давно любим разную музыку, но это не мешает нам быть друзьями и уважать друг друга. У Юры же все не так. Если ты не разделяешь хотя бы тотального направления его творческих чаяний, то не можешь вызвать в нем симпатию, достаточную для хороших отношений. Или надо быть техником".

После ухода из группы Вадим Курылев создал новую группу Электрические партизаны, существующую и поныне, и играющую прямолинейный и незатейливый hard core. С группой в разное время выступали такие бывшие участники ДДТ, как Игорь Доценко, Павел Борисов и Сергей Летов.

обложка альбома
обложка альбома

Однако, к наивысшему сольному достижению маэстро я бы, все таки, отнес его дебютный альбом "Дождаться Годо" (2001), записанный еще в период с ДДТ.

Несомненно, что творческий пик художника Вадима Юрьевича Курылева приходится на классическое для ДДТ десятилетие 1992 - 2002.

кассетный вариант издания альбома
кассетный вариант издания альбома

Согласно сведениям Википедии, "Единочество I" вышел 26 ноября 2002, однако мои память и опыт опровергают эти данные. Я точно помню, что выход альбома анонсировался на 27 ноября. Именно в ту памятную среду я приехал утром к открытию начавшего работу в том же феврале CD-стора Союз на Ленинском проспекте (ныне не существует), и одним из первых приобрел упрощенное издание альбома.

кто-то еще помнит времена музыкальных гипермаркетов "Союз" на Ленинском и Пятницкой...
кто-то еще помнит времена музыкальных гипермаркетов "Союз" на Ленинском и Пятницкой...

В 2003 на обложку альбома мне удалось получить автограф Юрия Шевчука. Эта обложка с автографом представлена в обзоре "Охотник за автографами".

Альбом вышел на лейбле Real Records. Синглов к альбому не выходило. Альбом был издан на компакт-дисках и магнитофонных кассетах. Альбом включает 12 композиций, его продолжительность составляет 54 минуты.

Название альбома, как очевидно, представляет собой синтетический неологизм от слов "единство" и "одиночество".

Юрий Шевчук: «Единочество» — это мое личное словообразование. Я — не футурист, но все-таки иногда получается достаточно удачно. В слове «Единочество» – две составляющих. Первая — кошмарное одиночество, когда все плохо и жить неохота, и вторая — состояние единения со всем миром.
В России, как вы знаете, часто бывают такие сложные ощущения, как, например, русская тоска. Русская тоска — это когда печаль и радость одновременно, а вот единочество – это когда ты один и един. И вот это ощущение единства позволяет очень благородно существовать одному, не в стаде…».

Немногие поклонники ДДТ знают, что появлению окончательной, минималистичной обложки "Единочества I", предшествовал первоначальный вариант, с которым можно ознакомиться ниже.

альтернативный вариант обложки (лицевая сторона)
альтернативный вариант обложки (лицевая сторона)
альтернативный вариант обложки (задняя сторона)
альтернативный вариант обложки (задняя сторона)

Окончательный вариант оформления обложки схож с оформлением альбома "And All That Could Have Been" группы Nine Inch Nails, который вышел 22 января 2002.

Юрий Шевчук: "Оформление альбома элементарное и нам очень нравится. Мы просто написали на обложке «ДДТ». Мы дошли до полного минимализма.
На альбоме — тексты песен и фрагменты фотографий музыкантов группы «ДДТ», техников, звукорежиссеров, и т.д. — всей большой "творческой семьи" ДДТ".

Подчеркнутый минимализм оформления альбома отмечается не только в #обложке, но и в названии альбома (в отличие от второй части, оно не имеет дополнения), и песен ("Поэт" первоначально дополнялась цифрой "2", т. к. песня с таким же названием уже встречалась в двух версиях: на альбомах "Время" (1985) и "Я получил эту роль" (1988)), а в конце названия песни "Мама это Рок-н-ролл" первоначально стоял вопросительный знак).

Переходя далее к рассмотрению сложного вопроса о звучании "Единочества I", в первую очередь стоит отметить, что в самом общем виде оно может быть оценено как соответствующим широкому спектру #альтернативного рока, причем в большинстве композиций встречается не только смелый стилевой набор, но широкий выбор средств их аранжировочного выражения. Это делает пластинку довольно сложной для восприятия - отсюда и разные оценки ее художественной ценности.

Далее, необходимо отметить, что с января по август 2002 альбом не просто был записан, а его материал переписывался три раза: в первый раз музыканты хотели сделать его "живым" и драйвовым, похожим на концертный вариант, затем решили доработать материал, добавив новые штрихи и улучшив качество исполнения.

К июню была готова другая версия с обилием оригинальных музыкальных ходов, но, по мнению лидера ДДТ, этот вариант получился несколько сухим, утратившим первоначальную энергетику, тот самый пресловутый драйв. Окончательный же вариант, по словам участников группы, представляет собой золотую середину между первым и вторым, однако, на мой взгляд, в нем, все же, осталось больше второго, "обезвоженного" варианта звучания. Сведение альбома началось в августе.

Для упрощения задачи художественной оценки альбома мной предлагается разделить его материал на три логических блока, объединяющих по 4 композиции.

Авангардно-минималистичные композиции впервые получают столь значительное представительство на альбоме группы. "Когда един", мелодекламация маэстро на фоне минимального музыкального сопровождения, сразу создают неповторимую атмосферу этой пластинки благодаря таким психоделическим и природным образам, как: лес, ночь, холод, Луна, камни, льдины, голоса, небо, озеро, прах... "Поэт" как бы продолжает стиль мелодекламации, только на более агрессивном и меланхоличном фоне, апофеозом композиции являются строчки о бесконечной и вечной дороге на фоне индустриального шума. "Intro" (в середине альбома!) представляет собой искаженный до неузнаваемости звук аккордеона. "Рождество" возвращает нас в начало альбома, к тому самому состоянию единочества и тоски.

Собственно альтернативные песни ("Рабочий квартал", "Поколение", "Мама, это Рок-н-ролл", "Крыса") объединяют, как уже отмечалось, широкий стилевой спектр, а также выраженная социальность.

Особенного упоминания заслуживает в своем роде центрально-программная композиция альбома, "Мама, это Рок-н-ролл", музыкально состоящая из трех частей: shanson, industrial, instrumental.

Ранний вариант текста песни можно услышать в концертном фильме "Уездный город N".

Кстати, песня вызывала недовольство Константина Кинчева из группы Алиса. "Если он - это Рок, то кто тогда мы?" - кипятился маэстро и даже написал песню-ответ.

Юрий Шевчук: "Я в разговорах с Костей язык стер объяснять, что строчка «Рок — это я» подразумевает всего лишь личную ответственность за то, что я делаю, — и ничего больше. Я не тяну на себя одеяло. А объективный индивидуализм — это неотъемлемая часть любого художника. Костя моих объяснений не понимает".

Наконец, лиричный блок песен представлен песнями "180 см", "Вальс", "Ночная пьеса" и "Осенняя". На мой взгляд, этот блок несколько нестабилен, и если что-то нарушает восприятие альбома, то это именно эти песни. Светлая и атмосферная "180 см" находится на своем месте, а вот фолковая "Вальс" - хорошая песня, но выглядит на альбоме инородной, и куда лучше подошла бы пластинке "Прекрасная любовь" (2007). "Ночная пьеса" вообще явно проходная, и является примером пустомногословия на фоне минимальных музыкальных изысканий - такие вещи наполнят записи ДДТ после альбома "Иначе" (2011). Наконец, "Осенняя", одна из лучших баллад не только альбома, но и группы, прекрасно венчает этот альбом, и символизирует мистический выход из холодного апокалипсиса его музыкальной ткани (наподобие песни "Рождественская", представляющей собой выход из мрачного "Черного Пса").

(Кстати, без "Вальса" и "Ночной пьесы" альбом звучит "виниловые" 44 минуты, и воспринимается куда более органично - отсюда мой совет поклонникам провести эксперимент и прослушать этот альбом с начала до конца именно без этих двух вещей).

О возможных причинах попадания проходного материала на пластинки в эпоху CD-носителей ранее шла речь в обзоре "Рок-музыка: меняя носители...".

В итоге, именно разнонаправленность стилей и средств выражения, дошедшие до нас на этой записи при общем сухом и холодном звуке, создают спонтанные цельность и равновесие на альбоме.

А как сами музыканты оценивают содержание и звучание альбома?

Юрий Шевчук: "Все песни стилистически и по аранжировке разные. Каждая песня имеет свой цвет, одна – более холодный, другая – более горячий. Если говорить о цвете нашего альбома, то обложка первой части как раз идет в сторону белого. Может быть, мы не такие «крутые» как «Битлз», у нас обложка получилась в серых тонах.
«Единочество» — это знак равновесия между плюсом и минусом, находясь в «Единочестве» видишь и то, и другое. Видишь и полное одиночество, и тоску и печаль, и любовь, которая объединяет всех людей, облака и звезды, и ты един с этим миром. На альбоме есть стихи, которые пробегают образами в воздушных одеждах через весь альбом. Это – литературный альбом, в котором много текста, этим он отличается от «Мира номер ноль».
В «Единочестве» продолжаются поиски свежего, идет плотная работа над словом. В некоторых песнях весьма сложный образный ряд. Мы пошли на это специально, совершенно раскрепостились и сделали то, что нам самим понравилось, именно нам, и нашим близким друзьям. Мы старались, чтобы этот альбом был непохож на старые. Есть две породы музыкантов – одни, которые клонируют свои песни, другие — которые стараются не повторяться. Мы старались отойти от клише последнего времени.
Нам хотелось создать настроение, как будто чьи-то внимательные и добрые глаза посмотрели на тебя на улице. Мне хотелось, чтобы человек почувствовал какой-то теплый огонек. Мне сложно говорить простыми словами об этом альбоме, но он достаточно социален. Но социальное в нем мы перемешали с чувственным и с философией. Мне альбом напоминает костры боли рассыпанные в пространстве и времени".
"Что касается модного саунда, то за модой мы вообще не гнались. Мода ради моды – это чушь, это достойно басен Крылова. В «Единочестве» есть и современные звуки, которые отражают наш мир, и древние звуки, как звук простой акустической гитары. А звук гитары с фуззом – это тоже древний звук, который держал на себе весь прошлый век. В «Единочестве» есть и балалайки, и духовые инструменты, и сэмплы, и специально синтезированные звуки.
Мы старались для каждой песни найти саунд, чтобы песни по саунду не противоречили друг другу, но и вместе с тем, чтобы каждая песня имела свой тембральный багет. Порядок песен на альбоме не строился по принципу хитовости, он специально выстроен так, чтобы располагал к размышлению. Я очень много думал о драйве наших старых альбомов. Воспоминания о первых драйвовых альбомах «ДДТ» очень помогали нам в работе над «Единочеством». Кое-где в «Единочестве» мы специально оставляли диссонансные куски, для того чтобы совместить современное состояние с тем старым драйвом.
Альбом на самом деле посвящен рок-н-роллу, например, «Мама, это рок-н-ролл?» – в первой части песни мы сделали все идеально. Потом я пришел на студию и затосковал, потому что совершенно не было нужного духа. Мы с Тишей (Игорем Тихомировым – звукорежиссером группы «ДДТ») вслепую сделали дисбаланс звука. Где-то вывели гитары, по нашим меркам совершенно неправильно, где-то какие-то голоса, крики, что-то наоборот умерло, но мы легко, взяли и все перепутали, и получилось именно то, что хотелось".
Вадим Курылев: "Это первый том литературно-музыкальной дилогии. Альбом очень интересный, нетрадиционный, но местами тяжеловат для восприятия — даже для тренированных ушей фанатов „ДДТ“.
В целом, однако, „Единочество, часть 1“ явно лучше предыдущего альбома — с точки зрения не рок-музыки, а искусства вообще. Хотя — у каждого альбома свои задачи: „Метель Августа“ неплохо закрыла 20-й век, новый же альбом многообещающе открывает 21-й.
К сожалению, технические и стилистические ошибки не дали ему стать блистательным трамплином в новую эпоху — альбом явно „пересижен“ в студии, а материал „заигран“ двумя годами концертов. Попытка втиснуть „Мама, это рок-н-ролл“ в какой-то временной формат лишь навредила этому центральному номеру альбома, а в „Поэте“ и „Рабочем квартале“ налицо победа иллюзорной концепции над хорошим звуком. Что ж, портить всегда легче… Пожалуй, лучше всего получились „Осенняя“ и „Крыса“, то есть — самые редко исполняемые на концертах, а значит — не „замыленные“ песни.
В качестве звукорежиссера начинал работу над альбомом Игорь Сорокин, работавший с ДДТ ещё с 1995 года. Однако, в конце зимы он покидает группу, и вся основная „пультовая“ работа достается Игорю Тихомирову, ставшему теперь главным звукорежиссером".

Неудивительно, что после выхода альбом встретил самые разные отзывы и оценки.

Сергей Черняк, Вконтакте: "После "Метели Августа" альбом не столь сочный в музыкальном плане, некоторые песни ("Поколение", "Рабочий Квартал") явно проходные. Настроение более унылое, безнадежное, хоть и заканчивается все тихим, спокойным светом "Осенней".
Для меня очень важно, что альбом сильно отличается от предыдущих, а значит оставляет ощущение чего-то нового. И пусть поиск звучания, идеально достигнутого в "Иначе", здесь только начинается, ЮЮ остается ЮЮ, а значит лирика сильна, а концерты шикарны.
Heinrich Müller, Вконтакте: "Единочество I - однозначно самый атмосферный альбом. Слушаешь и как будто находишься в темном дремучем лесу, в темноте. Снег хрустит, дышишь морозом, и только свет луны отражается от льда и елей.
И находишься в этом лесу, на поляне совсем один. Чувствуешь неведомое, что притаилось среди кустов. Всматриваешься на усыпанное неподвижными звездами небо пытаясь взглядом дотянуться до бесконечности. А голос ЮЮ, как будто в голове, шепчет тебе слова, от которых бросает в дрожь. Кричит. Стонет. Задыхаешься от этого чувства и страха. Думаешь. Думаешь почему так все во вселенной устроено, почему реальность скрыта от глаз и можно ли до нее дотянуться, до истиной правды и свободы?"
обложка сборника
обложка сборника

Осенью 2002 текущим составом, то есть без гитариста, ДДТ записали "живьем" на своей студии сборник из песен разных периодов, получивший незатейливое название "Песни". Он вышел в 2003.

Вот как рассказывает об истории появления этого сборника Юрий Шевчук: "Песни мы специально не писали для этого фильма [композиции стали саундтреком для сериала «Ледниковый период»], выбраны именно старые, но в другом звучании.
На самом деле, переписать их мы сами предложили ОРТ-шникам для того, чтобы стилистически они как-то звучали в одном ключе, потому что „Белая ночь“ — с одного альбома, „Ты не один“ — с другого, „Расстреляли рассветами“ — с третьего. А тут все было исполнено стилистически „в одной манере речи“, и получился такой альбом. Правда, есть одна новая песня „Осенняя“, которая и идет таким рекламным клипом этого сериала и нашего альбома — то есть точка соприкосновения. Поэтому ничего плохого в том, что на нее сняли клип для ОРТ, я не вижу.
Мы это все тщательно проанализировали, и постыдного в этом не увидели. Я уже говорил о том, что народ в основной своей массе знает только две-три песни „ДДТ“ — „Осень“, „Еду я на Родину“ да „Не стреляй“. А тут, я надеюсь, он услышит еще 8 песен".

В целом звучание этого сборника, несомненно, уступает студийным версиям оригиналов, поэтому многие поклонники группы не увидели особенного смысла в его создании. Однако, он все же представляет определенный интерес для преданных поклонников ДДТ, уже хотя бы как свидетельство своего времени (это единственная запись ДДТ без отдельного гитариста, хотя в некоторых песнях на гитаре сыграл Александр Бровко). На мой взгляд, интересно новое прочтение песни "Церковь".

Юрий Шевчук: "Почему людям не услышать еще раз эти песни? Тем более, что мы сделали не то чтобы новые аранжировки, а просто записали их по новой: встали на студии и сыграли их „живьем“.
„Белую ночь“, например, мы сделали в совершенно таком „камерном“ варианте, и мне она в этом варианте даже больше понравилась, чем на пластинке. „Церковь“ тоже получилась лучше, на мой взгляд, интереснее, „тоньше“ как-то.
Старые песни нами раньше ведь как-то даже не пропевались, а скорее, прокрикивались, а сейчас в них появилась какая-то мудрость. С высоты этих прожитых лет мы отнеслись к ним достаточно бережно — что-то изменили, что-то не очень".

Так для ДДТ и поклонников группы закончилась насыщенная эпоха "Единочества I" и впереди открылся горизонт выхода второй части этой дилогии, эпоха которой принесла не только новый альбом, но и новые концерты и новый состав группы...

ДДТ на рубеже веков и тысячелетий
ДДТ на рубеже веков и тысячелетий

В 2014 компания Navigator Records выпустила переиздание двух частей "Единочества" в единой подарочной упаковке. В отличие от изданий 2002 и 2003, которые существовали раздельно, переиздание совмещает в себе два компакт-диска и два буклета. Музыкальные файлы альбомов были отреставрированы звукорежиссером Евгением Гапеевым.

Может показаться, что в предложенном обзоре слишком много уделяется внимания истории создания альбома и слишком мало - его звучанию. Однако, как представляется автору, второе невозможно всесторонне оценить без подробного изучения первого.
В предыдущих обзорах о ДДТ уже высказывалась мысль о цикличности альбомов группы, выражающейся в многократно повторяющемся цикле "напряжение - расслабление". "Единочество I" - это "альбом-напряжение": холодный, мрачно-сухой, меланхолично-социальный, минималистично-авангардный и альтернативный.
"Единочество I" представляет собой своеобразный узловой пункт в дискографии ДДТ, прежде всего именно среди альбомов "напряжения": он является наследником альбомов "Черный пес Петербург" и "Мир номер ноль", уступая им, и предшественником альбомов "Пропавший без вести", "Иначе", "Галя ходи" и "Творчество в пустоте", несомненно превосходя их.
оформление переизданий
оформление переизданий