886 подписчиков

ПЕВЕЦ «ДУШИ ВОСТОКА». ВАЛЬТЕР ШУБАРТ (1897–1942)

198 прочитали
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И вновь заметки о книгах по четвергам. Правда, и в этот раз небольшая. Кроме того, и в этот раз не по истории или не по литературе. А больше по философии. Хотя и не только по ней.

Сегодня речь пойдёт о книге немецкого мыслителя Вальтера Шубарта (5.08.1897–15.09.1942 гг.) «Европа и душа Востока». Сегодня как раз 80 лет со дня смерти этого мыслителя. Остаётся сожалеть, что в России долгое время мало знали и мало писали о Вальтере Шубарте, хотя этот мыслитель всегда восхищался Россией и написал труд, в котором, с большой теплотой отзывался о нашей стране – «Европа и душа Востока». И только в последние годы появляются публикации о Шубарте. Остаётся надеяться, что уже готовится книга о нём (а может и вышла).

Родился он 5 августа (по новому стилю) в городе Зоненберге. Учился в гуманитарной гимназии и увлекался музыкой. Летом 1917 г. отправился на фронт. Воевал и имел боевые награды. Вернулся домой в чине офицера. После войны учился в Гейдельбергсокм и в Мюнхенском университетах. Получил степень доктора юридических наук. Работал адвокатом и занимался публицистикой.

В 1929 г. он женится на русской эмигрантке Вере Марковне Энглерт, под влиянием которой всё больше склоняется к христианству и проникается любовью к русской культуре.

Не приняв гитлеровский режим, Вальтер Шубарт перебрался в 1933 г. в Латвию (сначала в Вентспилс, а затем и в Ригу). Живя в Латвии, он публикует статьи книги по философии.

Так, в 1939 г. выходит его книга «Европа и душа Востока» о которой речь пойдёт ниже. На эту книгу примерно тогда же откликнулся обстоятельной рецензией русский философ И.А. Ильин, посчитавший, что В. Шубарт предлагает России ложные идеалы, основанные на гордыне. Признавая уважительное отношение Шубарта к России, Ильин констатирует .что настоящей России Шубарт всё-таки не знает.

Кроме «Европы» на Западе издаются такие книги Шубарта, как «Достоевский и Ницше», «Духовный поворот от механике к метафизике». Шубарт готовит к печати труд «Культура и техника», который потом пропал при обыске.

Преподавая в Университете имени Гердера (Рига0 Вальтер Шубарт получает и ещё одну степень – доктора философии.

Когда Латвия вошла в состав СССР, Вальтер Шубарт с женой пытался выехать из Риги, но не получил разрешения (в отличие от детей).

В первые дни Великой Отечественной войны Вальтера Шубарта и его жену арестовали и отправили в концлагерь…

Судьба распорядилась так, что умер 15 сентября 1942 г. в концлагере для военнопленных в глубине нашей страны.

И вновь заметки о книгах по четвергам. Правда, и в этот раз небольшая. Кроме того, и в этот раз не по истории или не по литературе. А больше по философии. Хотя и не только по ней.-2

Теперь немного самой книге. Она интересна для осмысления России. Повторюсь, что пишет представитель западной цивилизации, один из немногих, кто постарался вникнуть в душу России по настоящему, понять её. Разумеется, что есть у автора и идеализация нашей страны, и неверные суждения.

Кто-то может сказать, что его предсказания не все оправдались. Но в целом это познавательный труд.

Интерес могут представить и рассуждения автора о всемирной истории. Разумеется спорные. И, на наш взгляд, не такие фундаментальные, как у его современников – Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби.

В целом, Вальтер Шубарт выделил четыре эпохи в мировой истории, связанных с тем или иным человеческим типом:

1) гармоничный человек (воспринимает вселенную как одушевленный космос, не требующий перестройки);

2) героический человек (воспринимает мир как хаос, который должен быть им упорядочен);

3) аскетический человек (бежит от мира, как от искушения и соблазна, и выражает свое отношение к нему в форме мистерий);

4) мессианский человек, или человек «иоанновского типа» (названный так по имени евангелиста Иоанна). Он чувствует себя призванным создать на земле более возвышенный, Божественный порядок, образ которого он носит в себе.

Любопытны и размышления автора о судьбах западной цивилизации, в целом, совпадающие с такими европейскими критиками Запада как Фридрих Ницше или Освальд Шпенглер, но имеющие и свою специфику. Доля Вальтера Шубарта западная цивилизация также деградирует в следствии атеизма и приверженности технократии. На смену деградирующей прометеевской (или западной) культуры должна прийти русская (или «иоанническая» культура).

Наверное один из самых интересных моментов в книге Вальтера Шубарта – рассуждения о европейских нациях - англичанах, немцах, французах, испанцах.

Немцы, по его мнению, наиболее типичные представители прометеевской культуры Запада. Они дисциплинированы, очень трудолюбивы, крайне методичны, на что отложил отпечаток дух Севера. Немцы любят войну, они прирожденные солдаты. Воинственное пруссачество – наиболее точное выражение германского духа, по мнению В. Шубарта. Но мыслитель выделяет и отрицательные черты своей нации –высокомерие и жестокость по отношению к другим (хотя в кругу семьи немец добр и сердечен).

Англичане, живя на острове, и имеют своеобразное «островное мышление». Являясь прагматиками, они во всём опираются на практику, стремятся к успеху, выгоде и добыче. Если по духу англичанин является либералом, то по призванию – торговцем. Хотя англичанине могут быть вежливыми, приветливыми, однако не стоит забывать, что их цели – это власть и прибыль.

В отличие от англичан французы – меньшие прагматики. С одной стороны, они рационалисты, как и все европейцы, но, с другой стороны –более легкомысленны и говорливы. Соответственно, французы любят острить, также они чувствительны и сентиментальны, во всём стремятся к изяществу и красоте.

Очень образно Шубарт сравнивает все три народа: немец воюет по зову своего милитаристского духа, англичанин разбойничает ради добычи, а француз готов умереть за дорогое Отечество.

В Испании, наряду с Россией, В. Шубарт видит одну из сил, способных духовно возродить умирающую в плену материализма Европу. Испанцы для философа – то открытый, то тайный противник прометеевской культуры. В. Шубарт проводит интересный сравнительный анализ обеих культур.

Вот немного об этой спорной интересной книге. На мой взгляд, хотя многие рецензенты, писавшие о Шубарте, верно отмечают его ошибки в понимании русской культуры, однако в целом книга заслуживает внимания. Тем более, что это доброжелательный взгляд с Запада. И всегда интересно, как нас видят другие народы.

Использованная литература.

Тулаев П. Русские сны Вальтера Шубарта. URL: https://ateney.ru/old/Shubart.htm

Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2016