Бродил я когда-то в тех местах вместе с товарищем и пешком и на байдарке. Он, кстати сказать, в тех местах потом охотился и пропал. Ушёл, говорят с приятелем и они пропали, искали не нашли, может, в болоте утопли, а может медведь задрал, неизвестно. Одно скажу место там плохое. Люди пропадают и это не первый случай. Места глухие, но интересные есть небольшие скальные выходы в виде причудливых скал останцев. Изредка встречаются дольмены каменные плиты сложенные в виде домика не ясного назначения, толи как говорят там были какие-то захоронения, толи жгли берёзовые стволы на уголь...
Давненько пытался я пробиться на байдарке к озеру Вашты по вытекающей из него речке Ваштыйский исток, но скоро речка зауживается, превращаясь местами в малопроходимое болото. И всё-таки однажды мы туда выбрались.
Речка Ваштыйский исток левый приток реки Шитовской исток, который вытекает в свою очередь из озера Шитовское. Место среди горожан известное особенно островом Репным, где находилась дача первого секретаря Свердловского обкома Ивана Дмитриевича Кабакова арестованного и расстрелянного в 1937 году. По разговорам бывшую дачу Кабакова перевезли на восточный берег озера Балтым где в начале 80-х годов прошлого столетия волею случая оказался и я.
Дачу ту я видел собственными глазами и даже был в ней, но была ли она точно кабаковской, точно сказать не могу. После своей опалы в 1948 году на этой даче отдыхал Георгий Константинович Жуков. Дача была шикарная по своим размерам, два этажа, с резьбой и цветными красками по всему фасаду как из фильмов сказок режиссёра Александра Роу. Внутри как сейчас помню на стене огромный портрет маршала с наградами. Правда на второй этаж нас не пустили, сопровождающий офицер сказал, что сейчас здесь отдыхают высшие офицеры УрВО, и мы довольствовались тем, что было на первом этаже и во дворе. Со стороны леса к даче вела дорожка, у синих ворот КПП охрана. А потом эта великолепная дача сгорела.
Но вернёмся к Ваштыйскому истоку. Берега речки были сильно заболочены, но выходить местами было можно, и даже пройтись по небольшим возвышенностям. В один из таких выходов мы, гуляя, сбились с направления и вскоре заблудились. Вроде с речкой рядом были, а кругом уже тощий сосновый лес с осиновой примесью. Оказалось, за разговором мы ушли от байдарки на приличное расстояние и обнаружили, что куда ни шагнуть из-под травы проступает вода, и ноги начинают притапливать. Покружившись на месте, мы стали визуально осматривать местность, прислушиваясь к далёким звукам, потом сообразили, куда выбираться и пошли обратно.
По пути наткнулись свежие медвежьи говна — две кучи, от которых тянулся парок. Не на шутку перепугавшись, мы начали постукивать палками по стволам деревьев, означая себя, и перешли на повышенный тон. Следов зверя на траве никак было не рассмотреть и мы, озираясь, поспешили в сторону реки. В одном месте нам встретилась тропинка, которая незаметно увела нас в сторону, но нам было интересно, куда она нас выведет. Скоро мы остановились и поняли, что нас начинает кружить Леший, потому что мы пересекли эту саму тропинку с другой стороны. И тут мы в панике поспешили к байдарке, мы здесь, а там байдарка без присмотра мало ли какой человек там окажется.
Вдруг проходя через густой ельник, мы увидели что-то странное. На не высоких сваях находился какой-то обугленный длинный домик, по виду как охотничья кладовка, но очень низкий. Сваи были хоть и толстые, но труха трухой, если навалиться могли запросто развалиться, а домик рухнуть с высоты 170 см. Одна из свай торчала выше других на два метра, а остальные три видимо просели в болото и домик висел на них, рискуя свалиться в болото. Ни лесенки, ни брёвнышка чтобы залезть и посмотреть что же это такое. Странный домик. И дух там был не важный как кошка сдохла. Недалеко видели отбеленную временем табличку с еле заметной тёмной надписью «КРОДА» с указателем но мы так и не поняли что это. Может не так прочитали. Откуда там медведь появился непонятно, кругом же голодный лес и топкое болото, что он там делал...
А сейчас, наверное, вообще там всё утоплено, вон, сколько дождей прошло. Кроме одиноких плит дольменов ничего интересного нет, а вообще там можно легко заблудиться и хлебнуть лиха мы это поняли. Видели какого-то подозрительного оборванного дядьку, хотели его расспросить, но он, увидев нас, как растворился. Тропы там есть, но запутаться в их закручённости легко, если не знаешь куда идти.
К байдарке мы не сразу вышли, проплутали по окрестному лесу часа четыре и очень устали. Издали снова видели того же дядьку он был с лопатой но нас как будто не заметил, шёл куда-то и всё время оглядывался. Подозрительный тип. Обратно шли в поднятых болотных сапогах по колено воде, но с опаской провалиться в бездонное окно. К байдарке вышли неожиданно и по той же невидимой "тропе" рядом с лодкой никого не было, и только мы уселись в лодку, как перед нами возник тот самый бродяга с лопатой на плече.
Лицом он был нечист с неопрятной бородой и одет уж слишком по осеннему хотя температура была за 25 тепла.
— Здоров ребята сигаретка у вас найдётся? — спросил он как можно приветливее обдавая нас густым перегаром.
Я был не курящим, а вот товарищ мой сразу отдал ему всю пачку, сказав, что у него ещё есть.
— А рыбку копчёную не купите, окуни.
И уставился на нас колючим взглядом. Было видно, что человек этот сильно бедствует, и мы купили у него его улов, который он нам принёс, как только получил деньги. Поначалу у меня сложилось мнение, что он просто жулик взял деньги и смылся, ждали-то мы его минут сорок. Просто сидели в лодке и чего-то ждали.
Когда моё терпение лопнуло, и я предложил уходить нас окликнул наш знакомец. Поухивая да покрякивая, он извещал из леса, что он уже близко.
— Ну, вот и рыбки поедим, а то я что-то булькаю внутри, — сказал товарищ.
— Ребята я туточки, — раздался за деревьями голос знакомца.
Когда он вышел я чуть дар речи не потерял — он нёс огромную связку червонных в копчёном золоте окуней. — Вот ребята с достатком!
Мы приняли его улов и он, представившись Мишей, отбыл восвояси.
Окуни были большие и вкусные это я понял, когда разжевал кусок рыбьего мяса.
— А Миша мастер, оказывается, готовить рыбу, — заметил мой товарищ.
До озера Вашты мы добирались где пешком, где на лодке. Местность была сильно заболочена, но мы упорно продвигались вперёд. А на самом озере, было как-то пусто и мрачно. На Шитовском хоть острова есть, всё как-то повеселее, а тут какое-то гнетущее состояние, лужа и лужа, и вода чёрная.
Я потом узнал что такое «крода» - это типа святого места, а домик тот могила. А ещё «крода» это кострище для покойного. Это практически тоже самое что избушка на курьих ножках, которая у славян ассоциировалась гробом на ногах чтобы звери дикие не растащили прах людей. У многих народов это было распространенное явление. У каждого народа свой герой, переходящий в сказания и сказки. Но откуда там, эта самая «крода» взялась, нам было непонятно. И всё там обугленное, полностью не сгоревшее. Возможно, она загорелось от попадания молнии во время грозы но не сгорела из-за дождя. А не слышал, чтобы у нас так кого-то хоронили. Наверняка что-то старинное.
На фото из инета совсем не то что мы видели, но очень похоже. Там была длинная дырявая треугольная крыша со скатами и четыре толстых сваях, а может это были деревья со спиленными верхушками. Но если предположить что тем сваям лет 100 и они из лиственницы то могила совсем "свежая". Я затрудняюсь с оценкой долговечности тех свай, даже не предполагаю, сколько лет могут они простоять до своего обрушения.
Потом были у нас ещё попытки подойти к кроде но всё тщетно. Навигатора у нас в первый раз не было, чтобы сделать привязку и смартфоны у нас тогда отсутствовали - просто обычные телефоны. И вот дёрнул же меня чёрт не взять с собой видеокамеру. Побоялся, что утоплю новую камеру и тут такой прокол. Ну, может, быть найду ещё с помощью видеокоптера, а может встречу дядю Мишу он-то должен знать что-то про ту самую кроду.