Найти тему
FilmGourmand

Полвека Скромному Обаянию Буржуазии

15 сентября 1972 года на экраны французских кинотеатров вышел фильм Луиса Бунюэля "Скромное Обаяние Буржуазии".

Фильм служит очередной иллюстрацией справедливости строк Анны Ахматовой «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» То же самое, оказывается, вполне справедливо и для фильмов. В том числе, и тех, что многими признаются шедеврами.

-2

После фильма «Тристана» (1970) Луис Бунюэль собрался прекратить свою режиссёрскую деятельность, поскольку пришёл к мысли, что начал повторяться в своем творчестве. Эти его размышления совпали по времени со встречей со своим старым коллегой и партнером – Сержем Зильберманом, который продюсировал два предыдущих фильма Бунюэля. Зильберман как анекдот рассказал режиссёру о приключившемся с ним событии, когда к нему нагрянули шестеро его друзей, которых продюсер пригласил на званый ужин и совершенно забыл о сделанном приглашении.

-3

Сочетание темы повторения и несостоявшегося званого ужина навело Бунюэля на мысль о создании сценария, который заинтересовал Зильбермана. Продюсер выделил Бунюэлю и его соавтору по предыдущим сценариям Жан-Клоду Каррьеру две тысячи долларов на разработку сценария нового фильма. Бунюэлю и Каррьеру потребовалось три недели, чтобы написать сценарий. Первоначально сценарий имел название «Долой Ленина, или Богоматерь на сене».

-4

После создания сценария Зильберману потребовался ещё год, чтобы собрать необходимую для съемок фильма сумму в 800 тысяч долларов (эквивалентно 5,8 миллионам долларов в 2022 году). После того, как необходимая сумма была собрана, Бунюэль приступил к съемкам и закончил их через два месяца.

-5

В начале 1973 года фильм Луиса Бунюэля "Скромное Обаяние Буржуазии" был номинирован на американскую премию Золотой Глобус в категории Лучший фильм на иностранном языке. Голливудская Ассоциация Иностранной Прессы отдала предпочтение дилогии шведского режиссёра Яна Труэля «Эмигранты/Поселенцы». Вместе с фильмом Бунюэля «относительным неудачником» премии оказался шедевр другого шведского режиссёра – Ингмара Бергмана – «Шёпоты и крики».

-6

В том же 1973 году фильм Луиса Бунюэля "Скромное Обаяние Буржуазии" получил две номинации на премию Оскар и победил в важнейшей из них – Лучший фильм на иностранном языке. При этом картина Бунюэля обошла фильм Яна Труэля «Поселенцы» и фильм Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие».

-7

В следующем 1974 году фильм Луиса Бунюэля "Скромное Обаяние Буржуазии" получил 5 номинаций на премию Британской киноакадемии БАФТА, в том числе в важнейших категориях – Лучший фильм и Лучший режиссёр. Можно сказать, что фильм получил полторы премии. Одну – за Лучший сценарий, а ещё половину премии завоевала Стефан Одран, поскольку ей премия была присуждена за роли в двух фильмах (в целях экономии). В важнейших номинациях Луис Бунюэль и его картина уступили, соответственно, Франсуа Трюффо и его картине «Американская ночь».

-8

Подавляющее большинство профессиональных кинокритиков посвятили фильму Бунюэля восторженные отзывы. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт посвятил картине две рецензии: в 1972 и в 2000 годах. В обеих он оценил фильм максимальными в его системе оценок четырьмя звёздами и включил его в свой список «Великих фильмов». При этом первую свою рецензию он начинает словами, заимствованными у самого Луиса Бунюэля: «Лучшее объяснение этому фильму состоит в том, что с точки зрения чистого разума объяснения нет.»

-9

Известный российский кинокритик Евгений Нефёдов тоже посвятил фильму Бунюэля две рецензии: в 2006 и в 2016 годах. При этом в первой рецензии он дает свое объяснение основному смыслу картины: «Религия и психоанализ, экстремизм и наркотики, чопорность и развязность, а главное, бесконечные, всевозможные, виртуозные, отвратительные, жизненно необходимые и такие приятные махинации буквально в любой сфере жизни – кажется, ничто из «скромного обаяния» не осталось за кадром! И тем не менее, согласно прозрению автора, страшнее всех адских мук, вместе взятых, является для буржуазии не то, что лишение, но даже ограничение Его Величества Потребления, и символом, и сущностью коего как раз представляется утоление голода (и прочих физиологических потребностей), возведённое в особый культ.»

-10

А во второй рецензии ставит задачу перед кинозрителем: «на сей раз режиссёр всё же оставляет (великодушно оставляет!) чуткому и думающему зрителю возможность разумом, а не только на интуитивно-подсознательном уровне постичь стройную и внутренне непротиворечивую логику развития экранных событий.» Как говорится, «имеющий очи да видит».

-11

Судя по оценкам, выставленным фильму Бунюэля на сайтах IMDB и Кинопоиск, «чуткий и думающий зритель» постиг логику фильма. 63% пользователей указанных ресурсов поставили картине оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Луиса Бунюэля "Скромное Обаяние Буржуазии" по версии FilmGourmand’а составил 9,028, благодаря чему он занял 158-е место в Золотой Тысяче.

-12