Найти тему

ЖИЗНЬ СОЗНАНИЯ.9. Психоаналитическая ситуация "расщепления" потагенных образований сознания в новом опыте сознания. Часть 1.

Одним из первых, кто столкнулся с необходимостью создания некласси­ческой науки, проделав работу по введению сознательных явлений в сферу объективного исследования, был 3. Фрейд.

И, следовательно, для Фрейда, как идля психоанализа вообще, не бессознательное, а именно сознание, его функцио­нирование и жизнь были истинной проблемой. Фактически Фрейд имел дело с проблемностъю самого сознания, когда функционирование сознания стало да­вать «сбои» (это пока лишь догматическое утверждение, т.е. то, что не обосно­вывается и не доказывается, и просто указывается).

И продумывание патоген­ных образований жизни самого сознания обернулось созданием психоанализа как средства объективного рассмотрения сознательных явлений и его продук­тивной трансформации.

Сам Фрейд считал психоанализ строго научной, а не философской концепцией, предназначенной для объяснения и лечения неврозов. Одновременно именно Фрейд применил психоаналитические представления о человеке к социальной сфере («Психология масс и анализ человеческого Я», 1921), к сфере культуры («Неудовлетворенность в культуре», 1930; «Тотем и табу», 1913) и искусства, этно­графии, литературоведения, религии («Будущность одной иллюзии», 1927).
Ученики и последователи Фрейда — К.Г. Юнг (аналитическая психология и теория архетипов), А. Адлер (индивидуальная пси­хология), О. Ранк (теория преодоления «травмы рождения»), а также неофрейдисты Э. Фромм («гу­манистический психоанализ»), В. Райх («секс-экономическая психосоциология»), К. Хорни (теорияженской сексуальности), Г. Салливан (теория неврозов в процессе коммуникации) — все более и более «социологизировали» психоанализ Фрейда, сохраняя основные постулаты и логику его рассуждений, порывая с концепцией бессознательного и либидо.
Ж. Лакан в своей «структурно-лингвистический» версии психоанализа, реализуя выдвинутый им тезис «Назад к Фрейду», пытаясь «демистифицировать» психоанализ от идеологических наслоений, отвергая экзистенциалистскую интерпретацию учения Фрейда, теорию «коллективного бессознательного» К.Г. Юнга, обращается к языковым нарушениям для истолкования сновидений, диагностики и лечения психоневрозов.
Можно сказать, что написанное и сделанное Лаканом — обширный комментарий и ис­толкование Corpus Freudicum, не «обращенный к идиотам» (Ж. Лакан), т.е. некоему среднему читате­лю», когда систематически излагаются свои взгляды. Большая часть литературного наследия Лакана представляет собой стенограммы его устных бесед с довольно узким кругом слушателей.
Имеет смысл выделить несколько программных тезисов его «структурного психоанализа». Ж. Лакан считает, что бессознательное имеет структуру, особый «язык» и «логику».
По мнению Лакана, когда мы вступаем в сферу языка, то, помимо используемого нами предметного языка, мы одновременно находим и симво­лические образования языка, являющегося языком Другого. Лакан пишет: «Бессознательное — это часть конкретной речи в ее трансиндивидуальном качестве, которой не хватает пациенту, чтобы восстановить непрерывность сознательной речи». — Lacan J. Ecrits. P., 1966. P. 258.
Вместо триады «первой топики» Фрейда бессознательное-предсознательное-сознание Лакан выдвигает свою: реальное-воображаемое-символическое.
Реальное Лакан часто называет вещыо-в-себе. Это невыразимая и непостижимая часть человеческой психики.
Воображаемое -— это индивидуальная попытка создания текста символического характера.
Символическое представлено в языке как «означающее».

Традиционно психоанализ связывают с открытием «теневой» стороны соз­нания, неподконтрольной человеку сферой бессознательного, интерпретируе­мого в биологических терминах.

А.М. Руткевич считает неверным связывать имя 3. Фрейда с открытием бессознательного. О бессоз­нательном до него писали и философы, и медики, Фрейдом же была «выдвинута динамическая мо­дель психики, в которой получила логичное объяснение не только большая группа психических рас­стройств, но и взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов, причем последние однознач­но отождествлялись с инстинктивными побуждениями, в первую очередь с сексуальным влечением». — История философии: Запад - Россия - Восток (книга третья: XIX - X X в.). М., 1998. С.193, также: Руткевич A.M. Зигмунд Фрейд // Философы двадцатого века. М., 1999. С. 222.

Тем более что воспитанный в традициях «ста­рого, доброго позитивизма», 3. Фрейд часто использовал язык и стилевые оборо­ты позитивного мышления, дававшие повод биологизаторской интерпретации его идей.

Вместе с тем появление психоанализа связано с фундаментальными сдвигами в культуре начала XX века, флуктуации этого сдвига выразились в по­ явлении в науке неклассического способа мышления и потребности в обоснова­нии новой онтологии мысли.

Психоанализ — это прежде всего врачебный метод исследования, развитый 3. Фрейдом для диагно­стики и излечивания истерии (хотя уверенность в практической эффективности психоанализа коле­балась от эйфории «покорения» Америки в 10-х годах до сомнения и скепсиса 30-х годов, когда в статье «Анализ конечный и бесконечный» Фрейд признавал, что целительный результат психоанали­за ненадежен, неокончателен и труднопредсказуем.
Психоаналитическое лечение иногда длится го­дами. Бывает и так, что психоаналитики «не знают, как и почему им иногда удается излечивать боль­ных». — Luborgsky L., Spence D.P. Quantitative research on psychoanalytic therapy // Handbook of Psychotherapy and behavior change. 2nd. ed. N.Y., 1978. P. 360.
Помимо этого скептического отзыва о психо­анализе самого Фрейда, существует масса работ, где речь идет о крахе психоанализа. Вот один из многих примеров: «Таким образом, Фрейдова сексуальная этиология оказывается столь же мало убе­дительной в клиническом смысле, как и Брейерова несексуальная катартическая этиология.
А это, в свою очередь, свидетельствует о крахе психоаналитической этиологии вообще и показывает, сколь ненадежен метод свободных ассоциаций для выяснения источника заболевания». — Грюнбаум А. Тео­рия Фрейда и философия науки // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 102-103).
Тем не менее психо­анализ остается совершенно особой психотерапевтической практикой, техникой анализа неврозов, набором рабочих инструментов, а «не объясняющей и не прогнозирующей теорией, в принципе не ориентированной на то, чтобы исходить из объективной констатации вещей и давать обоснованные рекомендации». — Кузьмина А. Т. Некоторые аспекты взаимоотношений человека и культуры во фрей­дизме // Кузьмина А. Т. Проблема субъекта в современной буржуазной философии. М., 1979. С. 125.
Расширение сферы применения психотерапевтических процедур Фрейдом и его последователями привело к появлению «психоанализа» как некоего направления, характеризующегося единством об­щих положений, и прежде всего в использовании идей и логики рассуждений Фрейда для анализа различных сфер человеческой жизни. Поэтому термины «психоанализ» и «фрейдизм», думается, нужно использовать как синонимы (иногда термином «фрейдизм» обозначают теорию и практику самого Фрейда и его ортодоксальных продолжателей).

Поэтому важным принципом «прочтения Фрейда» будет попытка помыслить сделанное им (об этом законе экспликации текста мыслителя уже шла речь. Догматическое воспроизведение текста пустое занятие)

Буквальное воспроизводство идей 3. Фрейда предполагает различение психики человека на созна­тельную и бессознательную части. Сфера сознания регулируется принципом реальности, бессозна­
тельное — принципом удовольствия. Бессознательное в противоположность сознательному (речь идет о «второй топике», тогда как в «первой» пространственной модели структуры психики использова­лось соотношение бессознательное-предсознательное-сознание) Я называется Фрейдом Оно.
Бессоз­нательное влечение {Оно) сталкивается с Я, которое пытается подавить Оно, заменить принцип удо­вольствия на принцип реальности (когда же Оно прорывается и случаются аффектные действия, то это означает, что Оно вышло из-под контроля Я).
Бессознательным является не только «низкое» в психике, но и «высокое», которое в детстве «откололось» от Оно и составило Сверх-Я или Я-идеал (то, к чему человек неосознанно стремится и поклоняется, не ведая о том).
Если в Оно господствует принцип удовольствия, а в Я он замещается принципом реальности, то в Сверх-Я речь идет о прин­ципе идеальности (который бессознательно удерживает Оно от реализации удовольствия как посяга­тельство индивида на жизнь отца и тело матери, что было названо Эдиповым комплексом.
«Кипящийкотел инстинктов» — Оно постоянно пытается прорваться в сферу сознания, задачей же Я является установление контроля над его импульсами. Фрейд постулирует: «На место Оно должно стать Я».
Конфликт между Я и Оно изживается бессознательно в сновидениях, созерцании произведений ис­кусства, через участие в празднествах и др. (человеку и не нужно знать об этих бессознательных про­цессах, за которые ответственно Сверх-Я, если человеческое поведение не выходит за пределы соци­ально санкционированных норм). Кстати, невроз также является разрешением этого конфликта, но вформе ухода от реальности.
Задача психоаналитика состоит в том, чтобы довести до сознания паци­ента, у которого вытеснение бессознательного приобрело патогенные последствия, смысл вытеснен­ных бессознательных влечений.
Если все же попытаться уйти от простого воспроизведения психо­аналитических идей, осуществить помысливание тех сдвигов в онтологической части, которые были инициированы психоанализом (тем самым как бы превратить нашу речь из «пустой» в «полную, если воспользоваться терминологией одного из самых оригинальных последователей Фрейда Ж. Лакана), то нужно, повторю еще раз, понять, что фактически Фрейд говорит не о бессознательном, а о некой лишь символически проясняемой онтологической части жизни сознания.

Психоанализ как клиническая практика лечения неврозов и совокупность общих теоретических положений (то, что Фрейд называл метапсихологией) столкнулся с фундаментальными сдвигами онтологического порядка, связанны­ми с сознательными явлениями.

Стремление 3. Фрейда научно описать явления сознания имело резонанс во многих науках (вообще в культуре начала XX века) и привело к созданию, наряду с внутренними причинами в физике, лингвистике, психологии, социальной теории, этиологии, теорий неклассического типа.

Критерии научности аналитической философии в отношении психоанализа должны быть скоррек­тированы (ни верификация, ни фальсификация, ни гипотетико-дедуктивный вывод неприменимы к психоанализу), ибо, хотя психоанализ и отличает «стремление к научности и объективности, однако осуществление этой объективистской тенденции означало бы смерть всего, что есть в нем уникально­го, творческого, событийного». — Автономова Н.С К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 75. 196

Пер­вая такая неклассическая теория как раз и была создана 3. Фрейдом. Перед нами не стоит задача ее изложения. Я попытаюсь выделить лишь некоторые допуще­ния и основания, касающиеся философии сознания, роднящие психоанализ с квантовой механикой и теорией относительности.

Фрейд исходит из того, что сознание имеет многослойную природу и по­нимание фундаментального ядра сознания не предполагает обращение к внеш­ним причинам и сознанию как содержанию (современная психология отверга­лась Фрейдом именно потому, что представляла собой психологию содержания сознания, а не самого сознания, психологию образов, полученных в результате внешних воздействий).

Психика в ее сокровенных пластах является специфиче­ской реальностью и может быть понята сама из себя. Само сознание порождает внутри себя образования, обладающие значением и смыслом для субъекта'.

Допустим, «бредовая идея» не обусловлена «реальными причинами» и с нею нельзя покончить «ссылкой на реальность». — Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М.; Пг., 1922. Т. II. С. 42.

3. Фрейд говорит, что человечеству пришлось переболеть тремя болез­ными (испытать три нарцистических потрясения), которые больно ударяли по его самолюбию: первый удар был нанесен Коперником, показавшим, что Земля не есть центр мироздания; вторая рана была нанесена Дарвином, показавшем, что человек не выше животного; психоаналитическая теория показала, что че­ловек не является хозяином в собственном доме и вынужден «довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессозна­тельно». — Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. С. 181.

Настоящим открытием 3. Фрейда, как представляется, было обнаружение неких образований сознания, продуктов его функционирования и жизни, имеющих двойную, смешанную, духовно-материальную природу.

Классическая наука выделяла, как мы помним две реальности: физическую и сознательную.

Физические явления мы исследуем рационально, тогда как сознательные явле­ния, выступающие основанием объективного суждения о физических явлениях, связаны с индивидуальным усилием субъекта (индивидны), а случившись, акты сознания всегда предстают в виде многослойного образования, в котором «верхние этажи» закрывают другие.

Тогда получается, что научные утвержде­ния о вещах и процессах физического мира покупаются ценой научной же не­возможности говорить о явлениях сознания.

Мы оказались в ситуации невозможности говорить о сознательных явлениях объективно и рационально. На­сущной становится задача все же включить регион сознания и жизни в гомо­генный научный дискурс.

Многое в психоанализе становится понятным, если видеть символический смысл всех его основных понятий и теоретических построений (Эдипов ком­плекс, комплекс кастрации и др.).

Уже после разрыва с Фрейдом (1913 г.) один из бывших соратников и популяризаторов его учения К.Г. Юнг предпринял по­пытку преодоления истолкования бессознательного с точки зрения вытеснен­ной сексуальности, интерпретируя либидо предельно широко как поток ви­тально-психической энергии.

С точки зрения Юнга бессознательное включает в себя не только вытесненное «личностное бессознательное», но и анонимные, безличные, всеобщие коллективные психические образования «коллективное бессознательное» как объективно-психологическое, иррациональное содержа­ние (то, что Якоб Бурхард называл «изначальными образами») психики.

«Кол­лективное бессознательное» (не очень удачный термин, ибо несет в себе черты «натуралистического, а не символического видения») не только кристаллизация типического опыта, но и сила и тенденция к повторению этого опыта.

Всегда, считает Юнг, когда некий архетип является в сновидении, в фантазии или жиз­ни, он несет в себе некую силу, или влияние, которая носит нуминозныи, т.е. переполняющий нас и побуждающий к действию.

От лат. «numen» божество. Термин, введенный немецким теологом Рудольфом Отто и означаю­щий зачаровывающую полноту существования.

Развитие психики индивида происходит путем ассимиляции, погружения и взаимодействия с личным и коллективным бессознательным («посредством чего объем личности расширяется»). — Юнг К.Г. Отношения между Я и бессознательным // Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994. С. 190.

Сознание должно не бороться, а находить приемлемые формы взаимо­действия с бессознательным (этот процесс называется индивидуацией) через символы-образы, которые Юнг назвал архетипами .

Архетипами Юнг называет некие образы-символы, кристаллизации (или структурные единицы) коллективного бессознательного. Архетипы можно рассматривать как «результат и отражение имевших место переживаний; но точно также они являются теми факторами, которые служат причинами подобного рода переживаний». ЮнгК.Г. Психология бессознательного. М., 1994. С. 141.

Архетипы (иногда Юнг использует термин «доминанты») как образы-символы нельзя осмыслить дискурсивно и однозначно выразить в языке.

Их можно лишь истолковывать, опи­сывать (подобного рода истолкованиям и какой-то первичной типизации архе­типов посвящены многие работы Юнга).

В культуре всегда присутствует ирра­циональное, которое в соотнесении с противоположным разумным порожда­ет движение (энергию), «встречный бег». Этот психологический закон регу­лирующую функцию противоположностей открыл Гераклит (назвав его Enatiodromiа, т.е. переход в противоположное, встречный бег).

Сколь бы прекрасным и совершенным по праву не считал человек свой разум, он точно также вправе быть уверенным, что разум - это всего лишь одна из возможных функций, соответствующая лишь одной стороне мировых феноменов.
Со всех сторон нас окружает иррациональное, не согла­сующееся с разумом. И это иррациональное также есть психологическая функция, именно коллек­тивное бессознательное, тогда как разум по существу связан с сознанием», «иррациональное недолжно и не может быть искоренено». — Юнг К.Г. Психология бессознательного М, 1994. С.112, 113.

Но вернемся к идее неявной активности жизни сознания, неподконтроль­ной человеку и созданному 3. Фрейдом символическому языку ее экспликации.

Представляется, что наиболее внятно идею символического прочтения теории Фрейда и роли в ней языка предложил Ж, Лакан (и его школа). Ш.Тюркле пишет: «Прочтение Фрейда Лаканом является воинственно антибиологическим, он сдвигает все описания сексуальности от биологически-анатомического к символическому уровню...
Лакан утверждает, что Фрейд никогда не имел в виду какой-либо анатомии, что в его работах, в которых Фрейд как-будто бы говорит об анатомии, на самом деле он говорит о том, каким образом культура придает смысл анатомическим органам, что они могут выступать в качестве обозначающих агентов». — Цит. по: Кельнер М.С., Тарасов К.Е. «Фрейдо-марксизм» о человеке. 1989. С.191.
Надо отметить, то в современной философии еще Ж.-П. Сартр указывал на антинатуралистическое содержание учения 3. Фрейда, когда сознание пони­мается не как содержание, но как самостоятельно функционирующая реальность, истолковываемая символически. Вместе с тем Сартр критикует типологизацию символов, предложенную 3. Фрейдом, ибо считает, что набор символов сознания не общий для всех, а сугубо индивидуален.

В этом пункте философско-онтологическое содержание психоанализа смыкает­ся с одной из базовых идей современной философии. Для анализа человеческо­го сознания в его онтологической размерности (а речь именно об этом про­странстве, ибо это то, что философы называли бытием, то, в чем мы участвуем, но это более нас и ценнее нас. Ведь без него невозможна достойная жизнь) со­вершенно бесполезно применять генетические средства анализа.

Речь идет о какой-то исходной возобновимой ситуации «абсолютного события» (Сартр), которая является основанием или условием человеческой жизни в качестве человеческой.

На философском языке эта ситуация называется «второе рожде­ние». «В этом отношении и у человеческой ситуации как таковой нет истории, ибо всегда, хотя и разными методами, решается одна человеческая проблема, а сами внешние обстоятельства, какой бы исторической интерпретации они не поддавались, никак не могут прояснить смысл происходящего». —Кузьмина А. Т. Некоторые аспекты взаимоот ношений человека и культуры во фрейдизме // Кузьми­на А.Т. Проблема субъекта в современной буржуазной философии. М., 1979. С.116. 200

Для проник­новения в невыразимое и неконтролируемое человеком основание сознания нужно было найти какие-то обходные пути, или какой-то особый взгляд со стороны, когда засекается явленность чего-то другого в видимой вещи.

Фрейд обращается к функционированию языка в культуре, но в необычном виде как описки, оговорки, обмолвки и т.д. Этот «языковый мусор» заинтересовал Фрейда именно потому, что в подобного рода вещах сказывалось нечто иное, какие-то скрытые механизмы сознания, не совпадаю­ щие с материальным воплощением, с содержанием сознания.

Иначе говоря, Фрейд рассматривает такого рода вещи (добавим к этому и сновидения, которые так же впервые им стали рассматриваться как средство проникновения к скрытым структурам сознания), которые рассматриваются в отношении к неврозам.

Пока была отмечена симптоматическая сторона такого рода образований сознания. Есть материальные образования самого сознания, которые что-то выражают, несут какой-то смысл. Реальные психические смыс­лы сцепились с какой-то материальной формой, данной в языке. Эти матери­ально-духовные образования не обязательно вредны или имеют патогенные свойства.

Некоторые образования такого рода использовались при создании но­вой формы художественного романа. Дж. Джойс называл их эпифаниями и счи­тал, что писатель как раз и должен отыскивать подобного рода сцепления, рас­шифровывая их и проделывая в художественной форме духовный философский акт. Смысл этого акта в прояснении какой-то иной размерности мира, более совершенной и осмысленной, значимой для нас и более ценной, чем мы сами.

Тем самым осуществлялся тот же платоновский поиск иного мира, скрытый за видимым миром «теней».

Вообще, нужно хорошо понимать, с чем действительно столкнулся пси­хоанализ и какова поэтому его главная проблема. Я уже сказал, что основной проблемой психоанализа является само же сознание, когда что-то переживае­мое и «рожденное для жизни» в нашей духовной работе не получило адекват­ной формы экспликации, не вышло на артикулированную поверхность помысленного и понятого, а сцепилось со случайными материальными образования­ми, становящимися своеобразными кентаврами (вспомним понятия-кентавры, понятия-чудовища в квантовой механике).

Следовательно, основная оппозиция, из которой вырастает психоаналитическая проблематика, это дилемма «при­родного (естественного) и культурного (свободного)». Бессознательное, как представляется, всего лишь миф-воспоминание о случаях неудавшейся транс­формации природного в культурное (подобно мифу Платона о душе, вспоми­нающей о былых встречах с Богом как удачной попытке такой трансформа­ции).

Ведь не случайно бессознательным Фрейд называет совершенно разнокачественные явления: био­логические, языковые, социальные, да и сам термин «бессознательное» встречается только в «первойтопике», позже замененной на Оно.

Назначение же психоаналитической работы состоит в том, чтобы создать условия для нового сознательного опыта, внутри которого расщепляются пато­генные образования и возникают «нормальные» феномены.

Н. Бор в своей статье «Единство знания» (1955 год) замечает: «Между прочим, можно сказать, что психоаналитическое лечение неврозов восстанавливает равновесие в содержании памяти пациента тем, что приносит ему новый сознательный опыт, а не тем, что помогает ему измерить бездны его подсознания». — Бор Н. Избр. науч. тр. М, 1971. Т. 2. С. 491.

Тем самым психо­аналитик как бы подводит пациента к традиционной экзистенциальной или бы­тийной проблеме онтологического укоренения человека, ибо преобразование и трансформация природного в человеке в
культурную форму жизни невозможны вне пространства смысла и понимания.

Вопреки напрашивающемуся представ­лению о том, что человеческое измерение возникает в так называемой социали­зации, когда индивид усваивает нормы, предписания, идеалы социума, преодо­левая тем самым свою животность и естественность, опыт человечества подсказывает нам, что подобное представление упрощенное, поверхностное, односто­роннее, а значит, и неверное.

Опыт мировой культуры свидетельствует, что нет такого налаженного механизма, действующего независимо от нас, в котором продуцируются «человеческие существа как человеческие» (хотя в любой куль­туре есть попытки создать такой гарантированный механизм или средство для получения прогнозируемого и гарантированного результата по взращиванию в человеке человеческого).

Есть же, как утверждают философы, какая-то фунда­ментальная, метафизическая, или экзистенциальная, структура человеческого существования, которую трудно выразить, а потому, считает Л. Витгенштейн, лучше о такого рода вещах молчать.

Неуловимые и трудновыразимые законы этой структуры мира (их можно выразить лишь опосредованно, через символы, а не прямим, аналитическим образом), от которых нельзя отмахнуться, ибо они все равно будут действовать (хотим мы этого, или нет. Знаем мы об их сущест­вовании или нет, конечно, лучше знать и понимать), накладывают на наше мышление и наши действия определенные запреты.

Положим, символ «крест­ной муки» как раз о том, что какие-то фундаментальные свойства человеческой жизни нравственные, правовые, эстетические и т.д. - не вытекают из уже из­вестного, не обусловлены действием нормы или традиции.

Христос мог тысячу раз умирать и возрождаться на кресте, но если он не возродился в твоей душе, то ты погиб, и тогда нет и мира (того мира, в котором есть математика и нрав­ственность, прекрасное и любовь. Словом, в человеческом мире.

В мире смыс­ла, а не абсурда и имитаций). Этот же символ содержит представление о неких моментах жизни, через которые проходит вертикальное (или религиозное) се­чение жизни, когда нужно остановиться, ибо здесь должно произойти заверше­ние жизни (то, чего никогда не бывает в эмпирии жизни, но случается в ее он­тологии). Символом завершения является «ничто» или «смерть».

Итак, завершенность, а следовательно некая полнота и сфера смысла. Ведь смысл открывается лишь тогда, когда есть завершенность и полнота. В самой по себе эмпирической жизни смысла нет. Это некий дополнительный момент жизни, вновь возникающий, и тогда она имеет смысл.

Или не возни­кающий, что связано с переживанием утраты чувства жизни и заброшенностью (М. Хайдеггер). Именно поэтому происходит возрождение и дление скрытой структуры бытия, или метафизики человеческой жизни, а в ней и человека (его «второе рождение»).

В этом вечном труде преобразования и возрождения, ко­торое должен проделать человек на свой страх и риск, без посторонней помощи (подобно тому, как нельзя за другого понимать или чувствовать), случаются нарушения.

Психоанализ как раз и занимался своеобразными моментами «вы­зревания человеческого» в человеке, а точнее, «срывами» в такого рода преоб­разующей деятельности, когда трансформация и преобразование человеческой органики (в том числе и психики, которая также является естественным явле­нием) как бы получили «культурное увечье», когда не состоялось рождение «вечной души во втором рождении».

Фрейд «описывает драматическую исто­рию стонущей плоти под невыносимым бременем свободы», создавая миф о бессознательном как воспоминании о ране в бытии. — Мамардашвили М.К. Вена на заре X X века // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М, 1992. С. 401.

На эту точку, в которой происходила попытка еновь-рождения человека, наслаиваются другие пласты жизни, и единственным свидетелем случившегося является сознание (сознание бытия, или бытийствующее сознание, как оставшаяся форма огня бытия), кото­рое и следует задать, чтобы создать условия для возвращения человека к исто­ку, в котором возможно расщепление патогенных монстров сознания.

Фрейд столкнулся {открыл!) в своей работе психоаналитика с некими об­разованиями в жизни сознания, некими «третьими вещами», «духовной матери­ей» как сцеплением материального и духовного (слова в виде материальной оболочки значений, предметы и вещи, даже запах сырости, пирожное «Мадлен» или неровности плит могут стать случайными материальными носителями смысла, который с ними сцепился, в них упаковался.

И, чтобы понять природу этих образований, нужно проникнуть в эту упаковавшуюся сферу смысла, а не пытаться исследовать материальный носитель смысла. В нем как материальном, внешнем, видимом образовании его нет).

Но есть патогенные, монструоз­ные «третьи вещи», выражающиеся в неврозах и других психических наруше­ниях, в которые ушло то, что «переживалось, не было понято или было непра­вильно понято». — Мамардашвили М.К. О психоанализе. Лекция // Логос. 1994. № 5. С. 129.

Фрейд организует психоаналитическую работу как раз таким образом, чтобы расщепить, разорвать образовавшиеся случайные сцепления па­тогенного характера в понимающем переживании нового сознательного опыта (условия которого организуются в самом эксперименте врачом-психоанали­тиком). Психоанализ, подобно квантовой механике, выступает теорией нового, неклассического типа — теорией индивидуального события, в которой нет уже «готового» объекта, как в классической науке.

Этот объект лишь создается, возникает внутри эксперимента и наблюдения. И в психоанализе, и квантовой теории (что прекрасно понимал и говорил об этом Н. Бор) исследователь и па­ циент (а в случае квантовой теории наблюдающий и наблюдаемое) принадле­жат одной и той же реальности. И заметьте, я не касаюсь вопроса о существо­вании электрона «самого по себе» (кстати, многие физики не без оснований считают такое утверждение некорректным, ибо об электроне мы можем что-то сказать лишь в наблюдении, меняющем самим фактом наблюдения атомную систему до неопределенного состояния) или явлений сознания «третьего рода».

Речь идет о том, что об электроне можно говорить доказательно и контроли­руемо, а в случае психоанализа, патогенные образования расщепляются, и по­тому связаны с тем, что будет индуцироваться внутри опыта (внутри наблюде­ния).

В психоанализе тем самым проявляется черта, определившаяся уже в «философии жизни» и состав­ляющая отличительную особенность современной философии: никаких рекомендаций, запрет на вся­кую нормирующую деятельность и продуцирование указаний общего толка на будущее.
Жизнь чело­века — это незавершенный проект, некая авантюра в неведомое, осуществляемая на свой страх и риск.
Одна из тонких и точных в своей оценке исследователей современной философии А.Т. Кузьмина пи­шет: «Психоанализ, как явствует из работ Фрейда, с помощью специально разработанной техники лишь помогает индивиду решать его сугубо личные проблемы, раскрывая смысл непонятных для са­мого человека представлений, реакций, поступков, мыслей, намерений и т.д.
Никаких рекомендаций относительно будущего образа действий и жизни он не дает». — Кузьмина А. Т. Некоторые аспекты взаимоотношений человека и культуры во фрейдизме // Кузьмина А.Т. Проблема субъекта в совре­менной буржуазной философии. М., 1979. С. 117.
Всякая попытка снабдить человека какими-то твердыми опорами оборачивается тем, что сама жизнь для человека становится проблемой (он проживает не свою жизнь). Оказывается общие нормы и прави­ла нужно воссоздавать своим индивидуальным усилием, как бы прорастая в них.
И в этом труде жизни нет готовых рецептов. Понимать и осмысливать нужно самому, своим индивидуальным усилием. Что не исключает некоторой помощи.
Ведь психоаналитик, стремясь к расщеплению патогенных образова­ний, а значит, к индуцированию внутри опыта нового сознательного опыта, как раз и «ведет» его до некой точки, где должен вспыхнуть, случиться акт понимания. Но вот передать эту вспыщку понима­ния психоаналитик не в силах. Она должна случиться внутри созданной психоаналитиком понимательной ситуации.
Последняя предполагает установление реальных отнощений между пациентом и психо­аналитиком, а не просто перенесение из-за сопротивления, когда врач играет фантазматическую роль, где смешана реальность и фантазия пациента, повторяющихся прошлых событий жизни пациента на врача, что в психоаналитической практике получило название трансфера (иначе говоря, врач должен действительно занять место в дуЩе пациента, между ним и пациентом должны установиться человече­ские, а не врачебные отношения. Кстати, думается, что именно такого рода отношения должны уста­навливаться и в педагогической практике, что удачно было названо «педагогикой сотрудничества».
Без трансформации педагогических отношений «ученик-учитель», «преподаватель-студент» в человече­ские преподавание теряет что-то существенное) когда на врача переносятся фундаментальные привя­занности, переживания и инстинкты. К такого рода ситуациям уже неприменима классическая методо­логия, здесь должно разыграться то, что будет лишь создано. Ведь может и не быть создано. Гарантий нет.

Поэтому Фрейд считает, что психоанализ связан с тем, относительно чего невозможны какие-то общие законы и принципы. Почему? Дело в том, что пси­хоанализ имеет дело не с реальными событиями в истории индивида, а со структурными, возникающими в работе воображения и "теоретизирования", которая проделывается индивидом (детьми) и внутри этой работы фантазиро­вания и возникают, допустим, факт различия полов, смертности людей и т.д.

Именно эта работа символически представлена в теории Фрейда (на что и об­ращает внимание Лакан, восстанавливая тем самым «аутентичного Фрейда»).

Точно так же, комплекс Эдипа не является описанием реальных отношений в семье (среди отца, сына и матери). В реальной семье отца может и не быть.

По­этому нельзя буквально воспринимать фрейдовские описание того, что отец за­прещает сыну вступать в сексуальные отношения с матерью, или описание сце­ны якобы наблюдаемого ребенком полового акта между родителями, или опи­сание «первичной сцены соблазна» и т.д.

Фрейд говорит о метафоре отца, о метафоре кастрации и метафоре фаллоса и т.д.

«Незадействованная» метафора отца, считает Лакан, приводит ребенка к тяжелой психической патологии.
Ж. Лакан отмечает: «Фаллос это привилегированное «означающее» той отметки, которая обозна­чает место соединения логоса и возникновения желания». Lacaw 7. Ecrits. P., 1966. P. 692. 205

Психоанализ (прежде всего у 3. Фрейда) имеет дело с явлениями, всегда данными в языке (что подчеркивалось Ж. Лаканом и его школой). Можно сказать и так: психоанализ всегда имеет дело с явлениями (неврозами), взятыми вместе с языком их понимания и осмысления. Именно потому это смешанные явления.

Иначе говоря, события, исследуемые психоанализом, разворачиваются не только во внешнем пространстве, но и одновременно в пространстве смысла и понимания, т.е. в пространстве жизни сознания.

(Продолжение следует)

Спасибо, что дочитали. Возвращайтесь.