Найти тему

Стихотворные размеры. Что нужно знать. Часть 1

Стихотворные размеры изучаются ещё в школе. Что-то поверхностно, а что-то остаётся в памяти. Я предлагаю освежить информацию о стихотворных размерах.

В литературе существует пять основных стихотворных размеров: два из них являются двухсложными размерами, три — трехсложными. Отличаются они количеством слогов в стопе. К двусложным относятся хорей и ямб. Для хорея характерно ударение на первом слоге, для ямба — на втором. К трехсложным относятся дактиль, амфибрахий, анапест. У дактиля ударения падают на первый слог, у амфибрахия — на второй, у анапеста — на третий.

А что такое стихотворный размер?

Стихотворный размер - это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».

А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм. С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

Просто пример моей работы . Фото из личного архива автора статьи.
Просто пример моей работы . Фото из личного архива автора статьи.

По стопам размеры делятся на:

двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);

трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|»

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

«То как зверь она завоет,

‍|—U|—U|—U|—U|

То заплачет как дитя»

‍|—U|—U|—U|—|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

«Люблю грозу в начале мая,

‍|U—|U—|U—|U—U|

Когда весенний первый гром...»

‍|U—|U—|U—|U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

«Тучки небесные, вечные странники:

‍|—UU|—UU|—UU|—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною...»

|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

«Россия — священная наша держава,

‍|U—U|U—U|U—U|U—U|

Россия — любимая наша страна...»

‍|U—U|U—U|U—U|U—|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

«На Васильевский остров

‍|UU—|UU—U|

Я приду умирать»

‍|UU—|UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

«Мой| дя|дя| са|мых| че|стных| пра|вил|, 

‍— — U — U — U — U

Ко|гда| не| в шу|тку| за|не|мог» 

‍U — U — U U U —

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

А как же запомнить все стихотворные размеры? Достаточно запомнить вот такую штучку: хоямдааман. Что означает по первым буквам: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Как определить какой у строк стихотворный размер я расскажу в одной из следующих частей.

Спасибо за внимание!

Читайте и пусть книги приносят только удовольствие!