Найти в Дзене
На берегах Терека

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО УКАЗА О ПЕРЕХОДЕ К ОБОРОНЕ ПО ВСЕЙ КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ В НАЧАЛЕ 1843 ГОДА И ЕГО ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Продолжение

Вновь назначенный главнокомандующий Отдельного Кавказского корпуса прибыл на новое место службы в январе 1843 г. с четкой задачей выполнять все предписания, поступающие из сановного Санкт-Петербурга. Командующим войсками на Кавказской линии и в Черномории был назначен генерал В.И.Гурко, до этого принимавший участие в русско-персидской войне 1826-1828 гг., поэтому после стольких лет отсутствия в регионе не очень разбирался в местных реалиях. Да, этого от него никто и не требовал, т.к. получил строгое указания выполнять все инструкции и стать простым передаточным звеном, что и происходило в первые месяцы по прибытии на Кавказ.

Владимир Иосифович Гурко
Владимир Иосифович Гурко

Уже в самом начале 1843 г. генерал В.И.Гурко приступил к отправке строжайших предписаний о запрете местным воинским начальникам предпринимать какие-либо враждебные действия против горских народов. Одно из них 7 января было отправлено коменданту крепости Владикавказ полковнику П.П.Нестерову, выдержки из которого представляют несомненный интерес для дальнейшего понимания событий на протяженном фронтире. Новое военное начальство на основании предписания Военного министра генерала князя А.И.Чернышёва от 23 декабря за №378 данное Корпусному командиру генералу А.И.Нейдгардту информировало, что император Николай Павлович вновь запретил на всей Кавказской линии предпринимать какие-либо наступательные действия, даже в виде самых малых предупредительных походов.

«По мнению Его Величества подобные экспедиции, которые хотя и могут приносить временную пользу для охранения наших пределов и предупреждать иногда враждебные замыслы и сборища горцев близ наших границ, но окончательно обращаются нам во вред, изнуряя наши войска усиленными зимними переходами и раздражая неприятеля… Его Величество полагает, что для охранения наших пределов имеются средства более надежные, а именно: усугубление бдительности в отправлении кордонной службы, расположение некоторой части пехоты в станицах на задних Линиях, содержание достаточного числа казачьих резервов на передовых Линиях, совокупно с батальонами действующих войск, и наконец приобретение верных и сметливых лазутчиков. Выбор надежных и сметливых офицеров для командования участками Линии, строгий надзор за казаками, содержащими посты, своевременное отправление разъездов и всегдашняя готовность резервов в станицах должны непременно предупредить или затруднить прорывы небольших партий. Затем, если мы не имеем довольно сил для местной обороны на всех пунктах против весьма значительных партий, то по крайней мере, войска, находящиеся на передовых Линиях могут встретить их при обратном следовании и не допускать безнаказанно удаляться с захваченною добычей. Ныне, более нежели когда-либо представляются удобные для этого способы, т.к. по новой дислокации имеются постоянно сильные резервы. Усилив эти резервы достаточным числом казаков для своевременного открытия партий хищников и их преследование, можно надеяться, что вторжения горцев не будут часто возобновляться.

Пятигорск в 19 веке
Пятигорск в 19 веке

Для того же, чтобы иметь возможность постоянно держать в сборе, там где нужно, необходимые конные резервы, Его Величеству угодно, чтобы местное начальство обратило особое внимание и принимало на будущее время самые деятельные меры к благовременному заготовлению фуража на нескольких пунктах, удобнейших для расположения таких резервов. Не признавая экспедиций необходимыми для охранения собственных наших границ, Его Величество сомневается также, что они могли принести важную пользу и в видах покорения горцев. Экспедиции, с 1834 г. ежегодно предпринимаемые на Кавказе, не только не повели к покорению или усмирению какого-либо Закубанского, Чеченского или Лезгинского общества, но были главною причиною того опасного единодушия и единства в действиях, которые вовсе не свойственны горцам, и обнаружились тогда только, когда им угрожала постоянная от наших войск опасность. Оставаясь согласно с указанием Его Величества в сильном наблюдательном положении и в полной готовности отразить временные предприятия скорее можно надеяться, что между горцами возникнут снова раздоры, стихнувшие при этой необходимости общей обороны.

Молодой черкес. Мухамед Хахандуков
Молодой черкес. Мухамед Хахандуков

По всем сим соображениям, убеждаясь, что частная польза от поисков наших отрядов вовсе не соразмерна с важными и несомненными выгодами, которые может принести постепенное и неуклонное исполнение общих Высочайших предначертаний для края, повелеть соизволил строго подтвердить всем частным начальникам на Кавказской линии, не предпринимать никаких набегов и малых экспедиций против непокорных или отложившихся племен под предлогом их наказания, усмирения или предупреждения прорывов мелких хищнических партий.

Впрочем, так как в военном деле, правила совершенно безусловные не могут иметь места, то в тех случаях когда получено будет достоверное известие о сборе сильной неприятельской партии и когда нельзя будет предупредить угрожающей опасности иным способом, Его Величество разрешает начальникам главных частей Линии собирать отряды из войск, состоящих в их распоряжении, и быстрым движением рассеивать эти сборища при самом их появлении или даже поражать их решительным ударом среди племен, принявших в оных участие, давая всегда подобным действиям вид необходимой обороны и справедливого наказания одних только преступных возмутителей. Непременными условиями подобных экспедиций должны быть следующие: чтобы они оправдывались самою необходимостью, не уклонялись от предназначенной цели и не увлекались далеко в горы. При этом Его Императорскому Величеству благоугодно было повелеть, чтобы начальники главных частей линии, которым будет разрешено предпринимать таковые экспедиции, были облечены полною и строгою ответственностью в том, что движения эти будут исполнены совершенно согласно указанным здесь видам и условиям».

Ставрополь в середине 19 века
Ставрополь в середине 19 века

Из выдержек вышеизложенного документы хорошо видно, что император Николай Павлович, на основании ранее полученного доклада от Военного министра генерала князя А.И.Чернышёва сковывает инициативу военной администрации на Кавказе. Лишь в исключительных случаях, с соблюдением ряда условий им разрешается предпринимать незначительные упредительные меры, не выходя за рамки полученных строгих инструкций. Последствия подобных распоряжений не замедлили сказаться по всей Кавказской линии с самыми печальными последствиями. С окончанием сельскохозяйственных работ в регионе, горские народы каждый год, за редким исключением обрушивались многочисленными партиями на российские поселения, повсеместно производя разрушения и захваты пленных. Зимой же 1842-1843 гг. убедившись, что правительственные войска находятся по зимним квартирам и не собираются угрожать враждебным селениям, горцы с удвоенной силой обрушились на кордонные оборонительные линии. Вскоре не только все население между крепостями Кизляр и Моздок ощутило на себе пагубность принятого решения в Санкт-Петербурге, но под ударом оказались ближайшие окрестности Пятигорска, куда с каждым годом приезжало все больше посетителей на целебные воды Кавказа из внутренних губерний страны. Отдельные партии закубанцев стали систематически появляться и у стен Ставрополя, не внося спокойствия и в этой удаленной части Кавказской линии.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.