Найти тему
Грызун науки

Идеи для ВКР: филология и лингвистика

Оглавление

Я убеждена, что ВКР — это не обязательно исследование ради исследования на оценку. ВКР — это также возможность понять, чем вы хотите заниматься в своей области после окончания университета, что вы можете дать этой сфере, в чем, возможно, совершить прорыв. Знания должны иметь прикладной характер, а написание курсовой — это прекрасная возможность понять свои интересы и найти то направление, где применять эти знания будет в удовольствие. Также не забывайте, что студенту, который пишет ВКР, открыты практически все двери к самым интересным специалистам области. Под предлогом своего проекта вы можете познакомиться с авторитетными представителями профессии, попасть за кулисы проектов и многое другое. Студентам редко отказывают в таких просьбах, используйте эту возможность, она дается только в процессе обучения, в остальных случаях вас заподозрят в шпионаже или просто отмахнутся :)

В начале работы чаще всего есть блок "актуальность темы исследования", так вот хочется отметить, что актуальным оно должно быть в первую очередь для вас, а потом уже для научного сообщества, которое, возможно, его никогда и не прочитает. Поэтому я решила сделать подборку тем и вопросов, которые, как мне кажется, могли бы быть использованы в том или ином виде для написания ВКР. Стоит отметить, что это не готовые темы, это скорее идеи, которыми можно вдохновиться, получить нужный толчок и собрать в итоге что-то свое.

Карьерный путь писателя художественной литературы 21 века:

  • Кто такой писатель: профессия, статус или призвание
  • В чем измеряется успех писателя: тираж, гонорар, размер фанатского движения, количество снятых фильмов по мотивам произведения
  • Методы продуктивного писательства, которые использовали топовые авторы 20-21 века в своей карьере
  • Сравнение прижизненного и посмертного успеха авторов: в чем разница
  • Техника рождения идей в голове писателя: обзор кейсов из интервью писателей
  • Обзор hard и soft skills в профессиональной среде писателей, что должен уметь автор
  • Профессиональное сообщество писателей: что собой представляет, зачем нужно и как изменилось в 20-21 веке (можно рассмотреть в рамках конкретного города)
  • Карьерные траектории, которые сопутствуют писательскому делу: обзор историй топовых писателей, кем они работали и какую карьеру развивали в процессе написания своих книг
  • Пошаговое описание создания книги: от рождения идеи до выхода в тираж, особенности этапов
  • Фанфики, из которых выросли самостоятельные произведения — новый способ войти в профессию

Оценка стоимости написанного текста — на стыке филологии, экономики и маркетинга

  • Формирование бренда с помощью текста: использование знаний лингвистики и филологии в создании слоганов и названий брендов
  • Обзор наиболее успешных слоганов ведущих брендов (например "Праздник к нам приходит и вкус бодрящий, праздника вкус всегда настоящий" или "Петрович — с теми, кто отважился на ремонт"), участие слова в формировании образа наряду с изображением и звуком
  • Копирайтинг и рерайтинг: обзор ценообразования на услуги. От чего зависит стоимость текста
  • Обзор техник разработки названий для бренда. Вопрос конкуренции креативного человека и обученной нейросети (которая обучена генерировать названия и слоганы на огромных датасетах) — соперничать или сотрудничать
  • Правила формирования контента в социальных сетях: каким должен быть текст для того, чтобы его читали

На стыке филологии, лингвистики и IT:

  • Нейросеть в роли собеседника и сотрудника — концептуальные отличия способов коммуникации с машиной и с человеком
  • Обзор языковых моделей, формирование справочника, который поможет оценить, какие функции уже могут выполняться алгоритмами (например, алгоритм, рассказывающий врачам о прогрессирующей депрессии на основании постов в соц. сети, или модель, которая способна генерировать маркетинговые слоганы и названия), а также определить, какие актуальные направления пока не освоены и требуют внимания
  • Формирование датасетов для языковых моделей — взгляд филолога и лингвиста. Какие особенности строения языка не учитывает на данный момент обучение модели, в каком направлении требуется доработка и какого характера
  • Обучение нейросети как способ сохранить вымирающие языки - обзор проектов

На стыке филологии, медиа и СМИ:

  • Сила слова: какие приемы используют журналисты для манипуляции информацией. Формирование топа самых влиятельных слов и выражений
  • Особенности перевода названий зарубежных кинолент на местный язык, в чем сложность и почему нельзя перевести дословно
  • Анализ диалогов в сериалах, главные особенности и влияние качества диалогов на популярность проекта
  • Точность экранизации литературных произведений: какие фрагменты чаще всего урезают и какие на это есть причины

И еще немного без темы:

  • Обзор функционирующих литературных вселенных, которые были созданы. Как создается вселенная, когда она становится самостоятельной и независимой от автора и как развивается (например, Средиземье Толкина или мир Гарри Поттера). Обзор ушедших вселенных — какие миры были забыты к 2022 году
  • Будущее профессии "переводчик" при стремительно развивающихся языковых моделях, которые уже сейчас способны переводить текст на основные языки не хуже человека

P.S. Я очень люблю придумывать темы для курсовых, мне нравится искать какие-то междисциплинарные вопросы, смотреть на темы с разных сторон. Это увлечение появилось во времена учебы на магистерской программе "Экономика впечатлений" в НИУ ВШЭ, с помощью которой я усвоила, что монетизировать и перевести в профессиональную и карьерную плоскость можно абсолютно любую тему. Потом я осталась работать при университете и руководила проектами прикладных исследований, где смогла познакомиться с самыми разными областями рынка, и каждый раз нужно было найти какие-то нестандартные решения, погрузиться в тему и адаптировать ее для широкого понимания. Это помогло мне оценить важность междисциплинарного подхода, который смело можно назвать двигателем прогресса в мире, где уже так много всего придумано и кажется, что найти что-то новое невозможно. Я уверена: интересную тему можно найти для каждого и в любой области.

Поэтому, если у вас есть интересы, которые вы бы хотели изучить или реализовать через свои курсовые, но вы не знаете, как сформулировать тему, в какую сторону двигаться; у вас строгий ВУЗ, который ограничил вас в выборе тем, и вы мечетесь между предложенными или вообще находитесь в отчаянии (желаний и интересов много, а вы один, и непонятно, как и что делать) — пишите в комментариях, давайте обсудим! Возможно, я смогу подкинуть идей :)