Приветствую тебя, путник. Дорога занесла тебя в мой трактир, а значит тебя ожидает кружечка тёплого эля и холодное рагу из бехолдера. Нет, не наоборот, я не говорил, что это лучший трактир. И если ты мастер, что подземельями владеет, то тебе тут окажут теплый приём. А если ты игрок, что пришел узнавать как метагеймить и манчкинить, то иди лучше квенту перепиши, потому что амнезия и мертвые родители — это не круто. Ну правда.
А если серьезно, то я начинаю цикл статей о софте, который используют мастера подземелий для своих игр. Я уже говорил, что несколько лет вожу ДнД, пробовал и другие системы, которые моим игрокам не прижились. Я всегда стараюсь улучшить опыт для своих игроков и поэтому нахожусь в постоянном поиске приложений и программ, которые упростят мне жизнь, а следовательно и опыт игрокам улучшат. Как сейчас помню свою первую кампанию. Угадайте, что это были за затерянные рудники. Кто угадал, получает вдохновение. На столе лежали чарники, один комплект кубов на 6 игроков и мастера и вместо ширмы у меня была большая черная твердая папка. Сейчас у нас куча кубов (у некоторых ручной работы за неприличные деньги), проектор для вывода информации и карт, у меня шикарная ширма и, само собой, куча софта, который я использую каждую сессию. И вот в НРИ-сообществе моего города, самый частый вопрос, который я слышу:
"А какой у тебя софт для музыки/карт/информации/таблиц и т.д."
Поэтому я наконец созрел, чтобы сделать аж цикл (поверил в себя) статей и разобрать софтинку, которую я использую для своих игр. И добавить сюда всё, что я так или иначе тестировал.
Сразу оговорюсь, что вся информация супер-субъективная, основана только на моём опыте и если вы не согласны, ради всех богов, я не возражаю.
Атмосфера
Если вы начинающий ДМ, который знает только Мэтта Мёрсера или "Подземелье чиккен-карри", прости господи, то сейчас начнётся время открытий.
Атмосфера рулит!
*время открытий закончилось*
Нет, серьезно. Задайтесь целью создать атмосферу и поддерживать её. Я вам открою жуткий секрет, при правильной атмосфере, игроки начинают верить в происходящее. Пугаться, радоваться, грустить и так далее. По-настоящему. Но атмосфера — это задача мастера. Сюда входит всё! Только умоляю, никаких костюмов, это отстой.
Манера речи, интонации мастера, красочность и полнота описаний и конечно музыка!
Это же так просто, управлять настроением за столом с помощью музыки. Если это таверна, она полна криками, пьяным смехом и ноющим в уголке музыкантом. Если это ледяная пещера, то воющий ветер, скрежет льда и шуршание морозных пауков. И вроде очевидная вещь, но создавать её ой как сложно. И тут нам на помощь приходит заслушанный до дыр...
Tabletop audio
Вот ссылочка — тык
Набор всяких разных музык для любой ситуации. Но я ценю его не за этот набор, он дурацкий, если честно. Я ценю его за сервис, который называется SoundPad. Там сверху кнопочка есть. Вот где начинается магия. Куча разных ситуаций, для которых собраны подборки звуков, от мрачных пещер до весёлых пещер (это я так таверну назвал, есичо). Города, морозные планеты, пустыни, джунгли. Мой Фаэрун звучит так. Остро рекомендую. Есть хорошая новость и плохая. Хорошая — если вы чуть-чуть поколдуете с уровнями звука музыки на фоне и громкостью эффектов, то ваша сцена со словами "И тут появляется зомби-тиранозавр" пополнится оглушительным рёвом тиранозавра и ваши игроки как минимум вздрогнут, как максимум, бросят в вас куском пиццы. А потом инициативу, да. Но равнодушными они не останутся точно. Только один этот фокус выведет ваши игры на новый уровень. Главное, без фанатизма, иначе игроки привыкнут и их это будет раздражать.
Плохая же новость в том, что управлять этими звуками и делать это естественно и не отрываясь от повествования, задачка непростая. Одно время хотел себе купить физический сундпад, но решил, что это уже перегиб.
А так, я обычно вплетаю в фоновую музыку всякое цоканье копыт в городах, смех и крики в таверне и шум ветра или, скажем, скрип палубы. Атмосфера сразу меняется и сцены становятся объемнее.
К слову, о фоновой музыке. Я всегда, просто в 100% случаев, использую Яндекс.Музыку. Супер сервис, который позволяет юзать свои подборки и чужие. Со временем вы соберете свои плейлисты, а пока вот вам царский подарок от трактира "Жирный гоблин". Евгений Мутин, я с ним лично не знаком, но если он это прочитает, пусть знает, что я ему вечно буду благодарен, собрал 88 плейлистов для любой сцены. Некоторые я использую до сих пор. И теперь хочу поделиться ими с вами. Надеюсь, Евгений не против. Работу он проделал просто божественную. Век ему здоровья и счастья.
Вот ссылочка — тык
Когда-нибудь я поклонюсь в пояс Жене и поблагодарю за его труд, а пока берите и говорите Жене спасибо на каждой игре.
На самом деле, если вы научитесь использовать эти два инструмента, вы уже станете классным ДМом, но мы же хотим быть идеалом. Чтобы ваш любимый Мёрсер подписался на вас Вконтакте. Поэтому продолжим.
Очень важно в создании атмосферы, чтобы мастер избавился от "Эээээ, ну, как бы, ну там, корочееее" и прочих слов паразитов. В идеале вы должны говорить как любой из персонажей амазоновских "Колец силы" или как там эта дичь называется. На любой вопрос отвечать "Камень тонет, потому что его взор направлен вниз, туда где тьма, которая тянет его на дно. А корабль плывет, так как взор его устремлен вверх, к свету, который не дает ему тонуть". Ну или как-то так. Но это вам удастся, только если в вашей голове будет вся информация которая вам нужна. А это нереально. Я 3 года вожу ДнД и до сих пор не знаю расстояние от Уотердипа до Врат Балдура. А игроки иногда спрашивают НПЦ — "А сколько туда ехать?". И хочется ответить "Да хер его знает, я чё мерял?". Или сказать, что этот НИП никогда не ездил туда и не обладает такой информацией. Но у игроков быстро сложится впечатление, что они живут в мире, полном топографических кретинов. Поэтому очередное приложение позволяет вам убирать у себя пробелы в географии. Правда только в географии Фаэруна. Но это не страшно.
Faerun LoreMap
Ссылочка тут — тык
Эта прекрасная карта мой постоянный спутник, если приключение на Фаэруне, само собой. Тут есть всё, синенькие пузырики обозначают поселения. И ткнув на такой пузырик можно быстренько найти информацию о поселении, от истории до демографии в разные года.
Информация на английском, но в 21 веке это никого не должно пугать. Тут есть и поиск и даже удобная линейка, которая покажет в милях любое интересующее вас расстояние. Очень крутой продукт. Бери да пользуйся. Каеф.
Так, карту вам сдал. Теперь ещё один костыль ленивым ДМам.
У меня есть проблема. Если дело касается написания целого приключения, я могу творить бесконечно. Придумывать сюжеты, персонажей, мотивации, квесты. Бесконечно. Но как только дело касается таверны, я тут же впадают в кататонический ступор.
Да я откуда знаю, как таверна называется? И кто там бармен. Посетители? Она пустая. Что в меню? Хлеб и пиво из хлеба и хлебный салат. Всё стоит по 5 серебряных монет.
Именно так я бы отвечал если бы не чудесный генератор таверн от Доктора Тентакулуса (К слову, если вы не видели сайт тентакулуса, то как вы вообще информацию о днд искали).
Генератор таверн
ссылочка тут — тык
Кастомизируется всё! И создать таверну можно в один клик. Если совсем тупик, генератор даже подкинет зацепку для квеста, который вы сможете быстро накидать в перерыве. Я вообще забыл о том, чтобы прописывать таверны. Либо беру их из Лора населенного пункта, либо фигачу через генератор с небольшими добавлениями от себя. Вроде можно скачать её ПДФкой, чтобы не потерять, но я обычно просто записываю в блокнот как называется, где расположена и кто там работает. Ни разу не подводило. Надеюсь и вам пригодится.
Теперь вопрос у меня серьезный. Вы читали ПХБ, мастерский гайд и бестиарий? Конечно да, иначе что вы за ДМ. А скажите ка навскидку, какой показатель опасности у Гигантского паука, сколько хитов у морской карги, какие материальные компоненты нужны для заклинания Огненный шар и на каком уровне волшебник получит возможность этот самый фаербол использовать. Вооот.
А правильные ответы:
- У Гигантского Паука ПО 1 (это 200 опыта)
- У Морской Карги 7d8+21 хитов
- Для огненного шара нужен шарик из гуано летучей мыши и серы
- А волшебник получает возможность использовать заклинания 3 круга на 5 уровне
Я эту информацию знаю, поэтому и выпендриваюсь. Просто она мне зачем-то была нужна недавно. А так я бы забуксовал. Если вы знаете все книги наизусть, то моё вам почтение. Если же ваш айкью примерно на том же двузначном уровне, что и мой, столько информации вы не запомните. И всё время лазить в книгу это жесть. Да, помогает данжеон.су или просто гугл (который и приведет на данжеон.су), но есть решение, которое мне ох как нравится. Тут я пою дифирамбы Мастеру Демику. Потому что он дал нам манну небесную...
DM HelpMate
Вот ссылочка — тык
ХелпМэйт — это весть данжеон.су в кармане. С невероятно приятным интерфейсом и удобной навигацией. Да, у меня стоит первая версия, за которую я заплатил когда-то очень давно рублей 179 вроде, а может и того меньше, сейчас ребята продают за 800 рублей (могу ошибиться) вторую версию и судя по отзывам, она ещё лучше.
Вообще, хелпмэйт даёт всё мастеру, чтобы вести игру. От информации из книг, до интерактивной боевой карты и списка сцен в кампании. Я использую только как справочник и в будущих статьях расскажу, почему. В общем, лично от меня рекомендация, потратьте один раз деньги и не пожалеете уж точно.
Вот такой получилась моя первая подборка. Это не топ, естественно. Просто то, что я использую сам всё время. Следующие статьи будут в формате обзоров на приложения для создания карт и ведения боевых сцен. Я на этом съел не одну стаю собак, так что знаю, о чём говорю. Поэтому первый обзор будет на Game Master Engine. Спойлер! Это жуть.
Всего вам хорошего, уважаемые мастера и пусть 1 и 20 падают у вас только в угоду вашей истории.