Когда появилась на свет его вторая дочь, Александр Сергеевич Пушкин был в отъезде, в Петербург он вернулся только через несколько дней после родов. И застал совсем не радостную картину. Роды были очень тяжелыми, Наталья Николаевна не вставала с постели, а новорожденная была настолько слаба, что вся семья опасалась за ее жизнь. Младшего ребёнка в семье назвали Наташей, в честь красавицы матери. Первой в семье Пушкиных родилась Мария в 1832 году, сын Александр в 1833 году, Григорий – 1835 году, а младшая Таша в 1836 году.
Родилась Наташа в самое трудное для семьи время. Жорж-Шарль Дантес уже два года был влюблен в жену поэта, интрига была еще в том, что жившая в доме своей сестры, Екатерина Гончарова была столь же сильно влюблена в красавца-кавалергарда. Дантес не стыдился прилюдно демонстрировать свои чувства к Натальи Николаевне, провоцируя мужа на ревность, а общество на сплетни и пересуды. Екатерина Гончарова, желая чаще видеть Дантеса, часто сама устраивала его встречи с сестрой. Она была влюблена и совершенно не задумывалась о чувствах близких ей людей. 10 января 1937 года состоялось венчание Жоржа-Шарль Дантеса с Екатериной Николаевной Гончаровой, (которая была уже беременна). Статус мужа не остановил Дантеса и сальные шуточки продолжали поступать в адрес свояченицы. Дуэль стала неизбежна.
Смертельно раненный Пушкин скончался через два дня. Жену свою он никогда не винил. Перед смертью благословил ее и своих детей и попросил: «Ступай в деревню, носи траур два года и потом выходи замуж, но за человека порядочного». Младшей дочери было 8 месяцев. Вдове - 24 года.
Выполняя последнюю волю мужа Наталья Николаевна вместе с сестрой Александрой и детьми отправилась в свое родовое поместье Полотняный завод. Жила соблюдая траур, никого не принимая, никуда не выезжая. С сестрой Александрой занималась воспитанием и образованием детей. Сестры прекратили всяческое общение с Екатериной Дантес, покинувшей с мужем Россию, сразу после дуэли.
В 1844 году Наталья Николаевна вторично вышла замуж за генерал-майора Петра Петровича Ланского. Второй муж Натальи Николаевны взял на себя заботу о всех детях Пушкина, его любимицей стала младшая Таша, о красоте которой заговорили уже в четырнадцать лет. Вот, что писал современник, увидевший ее на балу:
«В жизнь мою не видал женщины более красивой, как Наталья Александровна, дочь поэта Пушкина. Высокого роста, чрезвычайно стройная, с великолепными плечами и замечательной белизной лица, она сияла каким-то ослепительным блеском. Несмотря на мало правильные черты лица, напоминавшие африканский тип ее знаменитого отца, она могла называться совершенною красавицей, и если прибавить к этой красоте ум и любезность, то можно легко представить, как Наталья Александровна была окружена на великосветских балах и как около нее увивалась вся щегольская молодежь в Петербурге!»
Первая любовь не заставила себя долго ждать, пятнадцатилетняя Наташа влюбилась в графа Николая Алексеевича Орлова, который был старше на восемь лет и обожал ее безмерно. Отец Николая воспротивился против этого союза. Его сын, наследник древнего рода никогда не должен породниться с дочерью какого-то стихоплета. Проблему решил просто. Отправил сына за границу, навсегда лишив влюбленных возможности быть вместе.
Крушение своей первой, искренней любви Наташа переживала очень болезненно. Возможно назло, а может, чтобы притушить боль от разлуки, она принимает ухаживания другого своего настойчивого ухажера – Михаила Леонтьевича Дубельта .
Дубельт был старше почти в два раза. Петр Петрович Ланской и Наталья Николаевна были хорошо осведомлены о репутации Дубельта в высшем свете Петербурга. Он прославился своим необузданным нравом и страстью к карточным играм. Совершенно не желали видеть его своим зятем. Но, в Наташу как будто вселился сам дьявол, не зря домашнее прозвище у девушки было «бесенок», она настаивала на этом браке. И как-то обвинила свою мать: «Одну замариновала и меня хочешь замариновать?». Старшая сестра Мария в 21 год была не замужем.
В конце концов Наталья Николаевна, устав бороться, дала согласие на брак. Венчание состоялось в 1853 году. Сохранилось письмо Натальи Николаевны Ланской Вяземскому: «Быстро перешла бесенок Таша из детства в зрелый возраст, но делать нечего-судьбу не обойдешь. Вот уже год борюсь с ней, наконец, покорилась воле Божьей и нетерпению Дубельта. Один мой страх-ее молодость, если не сказать –ребячество».
После свадьбы Дубельт не изменил своего образа жизни, он много пил, страшно ревновал жену и проиграл в карты 28 тысяч серебром, приданное жены. Скандалы и ссоры для этой семьи стали обычным явлением. Однажды, пьяный муж сильно избил Ташу, он пинал ее ногами и у Натальи Александровны на всю жизнь остались шрамы от его шпор. В браке она родила троих детей – Анну, Леонтия и Наталью. Устав прятать синяки, Наталья Александровна забрав детей, сбежала от мужа в тетке. Александра Николаевна к этому времени удачно вышла замуж за барона Густава Фризенгофа и проживала в его имении (на территории нынешней Словакии). Там вскоре объявился муж Таши, с твердым намерением вернуть жену и детей. Сначала он просил прощения, а потом дал волю своему необузданному нраву. Положение Натальи Александровны становилось все сложнее и безысходнее.
Наталья Николаевна Ланская более всех переживала за свою дочь, оставшуюся без средств с тремя детьми на руках и живущую в постоянном страхе за свою жизнь. Чтобы как-то помочь, она передала ей письма Пушкина, самое ценное, что у нее было, они были написаны к ней, невесте, а потом жене. В надежде, что в трудную минуту Таша сможет их продать.
Залечивать душевные раны Наталья Александровна, оставив детей на попечение матери, отправилась за границу. В Петербурге делать ей было нечего, слишком свежи были события ее скандального расставания с мужем.
Уехала в Ниццу, и как оказалось навсегда. Там она встретилась с принцем Николаем-Вильгельмом Нассау, братом царствующего герцога Нассау. Между ними разгорелся роман, настолько страстный, что герцог, плюнув на свои титулы сделал ей предложение руки и сердца. Ради Наташи он отказался от своих прав на престол, но видимо любовь к такой женщине этого стоила.
Они обвенчались в 1867 году. Наталья Николаевна Ланская не дожила до второго брака дочери, она умерла двумя годами раньше, от банальной простуды, ей было всего 52 года. На похоронах присутствовали все дети, кроме любимицы Таши.
Дети Наталии Александровны остались в России, под попечительством Петра Петровича Ланского. В последствии, она совершит еще один не слишком красивый поступок. Не посоветовавшись с братьями и сестрой опубликует интимную переписку своего отца, письма, отданные ей матерью, будут напечатаны в журнале «Современник». Этим она испортит отношение с братьями.
Брак Натальи Александровны и герцога Нассау был морганатический, получить титул своего мужа она не могла. Но, титул графини фон Меренберг был преподнесен ей, в качестве свадебного подарка. Супруги поселились в Висбадене, брак оказался счастливым, у Натальи родилось еще трое детей: Софья, Александра и Георг-Николай.
Дети от второго брака прекрасно знали русский язык и конечно, были знакомы с творчеством своего деда. Наталья Александровна всегда гордилась свои отцом и даже официальные бумаги подписывала как Пушкина-Меренберг.
Родив шесть детей, графиня Меренберг до конца своих дней оставалась привлекательной женщиной. В 1880 году она вместе с мужем прибыла в Москву на открытие памятника Пушкину. И вот, что о ней писал французский писатель: «Графиня Меренберг-женщина элегантная и величественная, напоминала свою мать, Наталью Гончарову, красота которой была гордостью и бедой поэта».
До конца своих дней Наталья Александровна сохранила не только свою красоту, но и «бесенка», создавшего так много проблем ее родным. После смерти мужа, она написала в завещании просьбу похоронить ее рядом. Похоронить ее в фамильном склепе герцогов Нассау было никак невозможно, все из-за морганатического брака. В этом ей было отказано. Тогда она завещала кремировать свое тело и высыпать пепел на гроб мужа. Она умерла 10 марта 1913 года. Завещание было исполнено.
Наталья Александровна Пушкина-Меренберг вошла в историю не только как дочь своего знаменитого отца, не только как женщина необыкновенной красоты и ума, ради которой принц отказался от престолонаследия. Она смогла озарить век, в котором ей выпало жить своим светом, и доказать, что для сильной женщины нет ничего невозможного.