✅ РАЗРЫВ СВЯЗИ С ГОСПОДОМ
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:
«К величайшим скверным последствиям грехов относится то, что они влекут за собой разрыв связи между человеком и Всевышним Господом, и когда это происходит, он лишается причин блага и обретает причины зла. А какое преуспеяние, какая надежда и какая жизнь может быть у того, кто лишился причин блага и разорвал свою связь со Своим Покровителем, без Которого он не может обойтись и мгновения ока и Который незаменим и невозместим, и обрёл причины зла и связался со своим злейшим врагом, в результате чего враг сделался его покровителем, тогда как истинный Покровитель покинул его? Не знает душа, сколько в этом разрыве и в этом установлении связи разновидностей страданий и мучений.
Один из наших праведных предшественников сказал: «Я вижу, что раб Аллаха как будто брошен между Всевышним Аллахом и шайтаном, и если Аллах отвернётся от него, то шайтан завладеет им, а если Аллах возьмёт его под Своё покровительство, то шайтан не сможет завладеть им».
Всевышний Аллах сказал: «Вот сказали Мы ангелам: “Падите ниц перед Адамом!” Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они — ваши враги? Плохая это замена для несправедливых»61 (сура 18 «Пещера», аят 50).
Всевышний Аллах говорит Своим рабам: «Я почтил вашего праотца, возвысил его положение, и превознёс его над другими, и велел всем ангелам пасть ниц пред ним, оказывая ему честь и почёт таким образом. И они повиновались Мне, и только враг Мой и враг его отказался и ослушался Моего веления и вышел из повиновения Мне. Так как же можете вы после этого делать его и его потомство своими покровителями вместо Меня? Вы подчиняетесь ему в ослушании Меня и демонстрируете преданность ему в том, что противоречит Моему довольству, а ведь они — ваши злейшие враги! Вы демонстрируете преданность врагу Моему, тогда как вам было велено относиться к нему враждебно».
А ведь того, кто демонстрирует преданность врагам царя, царь приравнивает к ним. Поистине, любовь и покорность не бывают полноценными без враждебного отношения к врагам того, кому подчиняются, и преданности его приближённым. Если же ты предан врагам царя, а затем начинаешь утверждать, что ты предан ему, то это невозможно. Это мы говорим о том случае, когда враг царя не является одновременно и вашим врагом тоже. А что говорить о том случае, когда он и для вас самый настоящий враг, и вражда между вами и им более лютая, чем вражда между овцой и волком? Как же может разумный человек быть преданным своему врагу и врагу своего единственного Покровителя? Всевышний Аллах подчёркивает отвратительность подобной преданности, сказав: «...тогда как они являются вашими врагами». Он подчеркнул отвратительность этой преданности и в Своих словах: «...и ослушался воли своего Господа».
Очевидно, что его враждебное отношение к Господу и к нам является причиной для вражды с ним, так откуда вдруг эта преданность? И что это за замена? «Плохая это замена для несправедливых». Судя по всему, в этих словах содержится удивительно деликатный упрёк, суть которого в следующем: поистине, Я стал враждебно относиться к Иблису, поскольку он не пал ниц перед вашим праотцом Адамом вместе с ангелами, то есть вражда эта — ради вас, а вы дошли до того, что заключили с ним перемирие».
См. «Ад-да’ ва ад-дава’»; «Избранное», 3/217-220