Найти тему

Доречевое развитие малыша

Первый год жизни называется периодом доречевого развития, в течение которого происходит подготовка к овладению речью. С первого дня жизни ребенок готовится говорить. С момента рождения отмечаются голосовые реакции – крик и плач. Этими признаками малыш сообщает, что он болен, голоден, болен. Здоровый новорожденный издает отдельные звуки, промежуточные между «а» и «э».

Следует обратить внимание, если малыш икает на вздохе, с характерным гнусавым тоном, или если слышен пронзительный, болезненный, непрерывный крик. Если эти симптомы не проходят, следует обратиться к специалисту.

Постепенно ребенок учится слушать свою речь и речь других. С 1-го месяца малыш успокаивается, когда слышит колыбельную. Повышенный интерес к человеческой речи в виде реакции концентрации появляется на 4-5 неделе. Когда взрослый наклоняется над ребенком, тихонько говорит с ним, он перестает плакать и ерзать, «слушает». В 5-8 недель в ответ на речь взрослого ребенок улыбается, с 8 недель - настоящая улыбка, в 9-12 недель появляется смех. С 6-8 недель в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш издает отдельные звуки - воркование (начальное воркование). Настоящий гул или мелодичный гул появляется на 2-3 месяце. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, произносит долгие гласные звуки.

При некоторых патологиях нервной системы ребенок может не интересоваться речью взрослого, не реагировать на окружающие предметы. У детей в таких случаях обычно преобладают негативные реакции (монотонный плач, продолжительный плач одним тоном), крайне редко появляется улыбка.

Примерно к 5-6 месяцам характер звуков усложняется. Появляются сочетания: «бааа, мааа», «тааа, пааа». Наблюдая за ребенком, отмечают, что при произнесении звуков он замедляет свои голосовые движения, как бы прислушиваясь и подражая самому себе, произнося звуки в виде цепочек. Примерно на пятом месяце жизни звукослоговое произношение начинает приобретать сходство со словом. К 5-6 месяцам воркование постепенно переходит в ясные, отчетливые звуки речи, появляется лепет. Первый лепет состоит из коротких последовательностей слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Родители иногда принимают это бормотание за осмысленную речь, но, конечно, это все же не слова.

Особого наблюдения заслуживают дети, у которых отсутствует воркование, плохая выразительность речи, отсутствие подражания. Ребенок с ранними признаками раннего аутизма может быть явно бесконтактным, пассивным, ориентировочные реакции будут снижены или, наоборот, преобладать двигательная активность, тревожность, негативные эмоциональные реакции на новые объекты (плач, крик).

К 9 месяцам заикание обогащается новыми звуками, интонациями, складывается в длинные слоговые ряды. Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. В 9 месяцев малыш демонстрирует понимание обращенной к нему речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», прижми щеку к маме. на просьбу «поцелуй маму» поднять голову и глаза в сторону лампы на вопрос «где свет?» искать спрятанную перед глазами игрушку, при слове «нет» перестают искать какой-либо предмет , или перестать тянуть его в рот и т.д. Для малышей в возрасте 9-10 месяцев характерен активный лепет, состоящий из 4-5 слогов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, сопровождая ее мимикой и выразительными жестами. В течение 9-10 месяцев произносить отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа).

Габышева Виктория Анатольевна Эксперт № 1 в детской неврологии и нейропсихологии, консультант по предупреждению и восстановлению задержки психологического и физического развития ребенка.
Габышева Виктория Анатольевна Эксперт № 1 в детской неврологии и нейропсихологии, консультант по предупреждению и восстановлению задержки психологического и физического развития ребенка.

По статистике, задержкой речевого развития страдает каждый 5-й ребенок.

Как предотвратить задержку речевого развития?

И что делать, если поставили ЗРР?

Ответы на эти вопросы вы найдете на вебинаре.

Содержание вебинара:

1. Актуальность проблемы задержки речи у детей.

2. Как формируется речь в процессе роста и развития ребенка.

3. Виды речевых нарушений.

4. Виды задержек речи.

– Алалия. ЗРР алалического характера.

– Дизартрия. ЗРР дизартрического характера.

– Ринолалия. ЗРР ринолалического характера.

– ЗРР, обусловленная нарушениями слуха.

– ЗРР аутического характера.

– ЗРР, обусловленная ЗПР.

– ЗРР, обусловленная интеллектуальной недостаточностью.

5. Диагностика задержек речи в раннем возрасте (0-3 г.).

6. Коррекция задержек развития речи.

6.1. Медикаментозное лечение.

6.2. Логопедическая коррекция.

6.3. Аппаратные методы коррекции.

6.4. Телесные методы.

7. Что родители могут делать сами для профилактики и коррекции задержки речи у своих детей?

– Как развивать гуление и лепет.

– Игры и упражнения на формирование зрительного и слухового восприятия.

Коррекция задержек развития речи от “А” до “Я”

#рас #дцп_не_приговор #аутизмнеприговор #семья #краснодар #instagram #autism #нужнапомощь