Найти тему
Развивашки

Мелкая моторика

Упражнения, развивающие мелкую моторику

  • Игры «Кто это приехал?» и «Здравствуй, пальчик!» являются упражнениями на пальчиковую моторику. Если при их инсценировке включить воображение, то можно получить настоящий театр.
  • Можно катать шарики из пластилина или попросить ребёнка слепить конкретный предмет: начиная с простейшего и постепенно усложняя задачу.
  • Пусть малыш рвёт на кусочки бумагу – чем они будут мельче, тем, значит, лучше у него развита мелкая моторика.
  • Дать ребёнку перебирать чётки, бусы, прочие мелкие предметы разных форм и фактур, благодаря чему у него будет параллельно развиваться чувство осязания.
  • Пусть малыш застёгивает пуговицы, завязывает и затем развязывает узелки. При этом нужно придерживаться принципа «от большого к малому».

Упражнения, развивающие тактильную чувствительность и движения кистей и пальцев рук со сложной координацией:

  • Пусть ребёнок опустит руки в сосуд, наполненный однородным материалом (водой, песком, дробинками, любыми крупами, мелкими предметами), и на протяжении 1-2 минут перемешивает его содержимое. После этого предложить ему сосуд с наполнителем, имеющим другую фактуру. Когда малыш сделает несколько подобных проб, ему следует завязать глаза и предложить очередной сосуд для погружения рук, а он должен, ощупывая содержимое пальцами вслепую отгадать, чем он наполнен.
  • Отгадывание знаков (букв, цифр, фигур) тактильно «написанных» на обеих руках.
  • Лепка из пластилина тех же цифр, букв или геометрических фигур. Школьники могут лепить не только печатные, но и рукописные буквы. После этого ребёнок с закрытыми глазами должен опознать слепленные знаки.
  • Перекатывание между пальцами карандаша – от большого пальца к мизинцу и назад, провести поочередно для обеих рук.
  • Игры с бытовыми предметами. Можно взять яркий поднос, на который тонким слоем насыпать любую крупу. Затем пусть ребёнок проведёт по крупе пальцем – получится разноцветная линия. Пусть он произвольно сделает несколько хаотичных линий, после чего можно вместе с ним нарисовать буквы или конкретные предметы (волны, дождик, забор).
  • Подобрать разнокалиберные и разноцветные пуговицы, с помощью которых вначале пусть сам взрослый выложит какой-нибудь рисунок, а после предложит повторить его ребёнку. Когда малыш научится делать это самостоятельно, то он может придумать и свои собственные рисунки. Из пуговиц можно придумать массу мозаик: бабочку, неваляшку, бусы, мячики, снеговик, грибок и т. д.

Игрушки для развития детской мелкой моторики

Развивать мелкую моторику можно с помощью самых разнообразных предметов, которые можно использовать для развивающих игр. Отлично подойдет для этой цели, например, сухая фасоль или горох. Можно перемешать несколько видов бобовых и предложить малышу рассортировать их. Для детей до трёх лет такое занятие ещё рановато и даже чревато, а вот для трёхлеток и постарше окажется весьма полезным оказаться в роли Золушки.

Есть полезная игра «Угадайка» с весьма простыми правилами. Ребёнку следует завязать глаза и вкладывать по очереди в его руки хорошо знакомые ему предметы, которые он должен угадать и описать их свойства.

Можно с большим успехом развивать мелкую моторику с помощью наборов для рисования и канцтоваров (раскрасок, детских ножниц, фломастеров, карандашей) – стоит только проявить фантазию.

Прекрасным инструментом тренировки является мозаика, вариантов которой придумано множество по размерам, типам и для любых возрастов. От мозаики можно постепенно переходить на пазлы, которые отлично развивают воображение, мышление, логику и моторику.

Развитию моторики прекрасно помогают перчаточные куклы, которыми можно пользоваться и в самом раннем детстве – но тогда ими руководить должен, конечно, взрослый. По мере подрастания малыша, он и сам может справиться с такой игрушкой. С помощью таких кукол можно разыгрывать знакомые сюжеты сказок, а впоследствии придумывать и свои собственные.