«Культурные прилёты» позднего СССР и ранней России
15 сентября 1993 года американский певец и идол Майкл ДЖЕКСОН впервые выступает в столице России - Москве. Его концерт обошёлся примерно в 1 миллион долларов. Трудно себе представить, но есть документы, согласно которым организаторы практически ничего не заработали на этом проекте. К тому же понесли убытки, якобы встречая сопротивление со стороны городских чиновников. Забавно, что сами чиновники с удовольствием фотографировались с поп-королём 80-х. Вся свободная и не очень российская пресса писала тогда, что прилёт Майкла настоящий прорыв в отношениях двух культур — российской и западной. То время смело можно назвать «новым американским периодом» молодой России.
Ко дню своего появления в загадочной Московии, певцу исполнилось всего 35 лет. Он на пике сумасшедшей карьеры. С середины 80-х магнитофонные записи и первые объёмные поставки винила из-за бугра раскрутили имя обладателя «лунной походки», практически до земного Божества. В то время, благодаря Михаилу Сергеевичу, советский народ стал все глубже «тонуть» в мире иностранной популярной музыки, которую до прихода последнего генсека сдерживали, как могли, его идейно продвинутые коллеги. То есть, любой иноголос или, хотя бы нестандартное звучание, воспринималось плавно освобождающимся от всевозможных пут народа, как нечто единственное верное и правильное, а потому, говоря нынешним понятийным языком - крутое.
Переписывание кассет на рынках разваливающейся страны, появление грампластинок, возможность выезда за границу сделали свое чёрное дело для умирающих принципов прошлого большой страны. Люди начали слушать исключительно западную музыку. Это, как ребёнок, который неожиданно попал на завод по производству мороженого. Он старается попробовать всё возможное, чувствуя себя в раю на Земле, не понимая, что госпожа Ангина уже стучится в дверь его. Конечно, параллельно запускается так называемый русский рок-н-ролл. Но он скорее занимает нишу молодых философов, которые тоже совсем не чужды импортной музыке. Все наше, на время, становится грустным и убогим. Любое импортное - от порошка «Юппи» до джинсов «Мальвина» - самое лучшее в мире.
Бывший Советский Союз, а к 1993 его уже почти как два года нет, стал в последнюю пятилетку своего существования самой свободной территорией на планете Земля. Такая же ситуация плавно легла на плечи уже нового государства. Ни одна страна не могла похвастаться такому огромному количеству взаимоисключающих друг друга событий, как Россия и другие республики бывшего СССР. Которому, кстати, тогда через очень странный и очень спорный механизм под названием «СНГ» удалось мирно развести бывших «15 сестёр».
Стоит отметить, что западные звёзды самого разного уровня, а главное не совсем толерантного отношения к советской системе всё-таки приезжали в Союз. Конечно, это были чаще полуподпольные выступления, например закрытое выступление Джо Дассена в 1979 году на открытии гостиницы «Космос» в Москве (читайте мой материал https://dzen.ru/media/pivnenko/vspominaia-djo-dassena-63012f3aee9f057ca38c993a). Открыто в стране побывали и большие мировые звезды — Дюк Эллингтон, Boney M.
Особняком стоит приезд 21 мая 1979 года будущего сэра Элтона Джона в Ленинград. Согласно устоявшемуся мнению музыкальных историков, концерты британского исполнителя просто предвосхищали московскую Олимпиаду-80. Весь мир, через самого Элтона должен чётко увидеть всю «открытость» и «цивилизованность» Советского Союза. Однако, для большинства граждан, живущих далеко от Москвы и Питера, эти концерты прошли почти незаметно. Да и сам Элтон тогда больше котировался у продвинутой музыкальной публики.
Потом как из рога изобилия посыпались итальянцы. В 60-х они тоже скромно появлялись на фестивальных концертах, но после первых мартовских гастролей Джанни Моранди в 1983 году, Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» просто не успевала штамповать диски-гиганты «Пупо», «Рики э повери», Тото Кутунью и, конечно же - Челентано. Последний, как всем широко известно, не любит (читай «боится») авиаперелёты, но даже зубастый Челентано прилетит в Москву.
Посетит он столицу государства, где как ему донесли его продюсеры, артиста любят больше, чем в родной Италии по личному приглашению Михаила Горбачёва и официальному – Союза кинематографистов СССР. Всё-таки Адриано был тогда востребованным мировым актёром. Популярный в то время юмористический идейно выдержанный советский журнал «Крокодил» не оставил сей визит без внимания. Там напечатали целую эпиграмму
Когда в Москву сошел с экрана
Великолепный Адриано,
Все Анны, Жанны и Светланы
Запели хором с ним «Сюзанну».
Я думал, простенькая песня,
А сам с огромным залом вместе
Кричал от мыслей независимо:
«Бисс! Адриально! Челентиссимо!»
К концу же восьмидесятых уже всемирно известные и «тяжелые западники» сами решили съездить в непонятную страну, дабы увидеть её «разложение» своими собственными глазами. Группа «Пинк Флойд» в ноябре 1988 года даже была допущена в самое святое место военного гения СССР – Байконур. На запуск космического корабля. И мало, кто тогда вспоминал, что пяток лет назад, в советских газетах цитировали то ли шутку, то ли идейно проработанный слоган – «Тех, кто слушает "Пинк Флойд" - гнать поганую метлой!»
Но вернёмся к Джексону. Он прилетел в Москву в рамках большого мирового концертного тура, посвященного выходу альбома «Dangerous». Музыканта официально пригласил мэр столицы Юрий Лужков. А организатором выступила никому не известная продюсерская фирма «Десса».
Он прошёл на открытой площадке - Большой спортивной арене стадиона "Лужники". Во время концерта шёл проливной дождь и лужи в «Луже» (в старом разваливающимся советском спортивном исполине) обслуживающий персонал убирал прямо во время выступления Майкла Джексона. Сам стадион, а точнее его сцену за сутки смонтировали в стиле обложки рекламируемого альбома «Dangerous».
При этом в самой столице кипели политические и экономические страсти. Совсем скоро 20 октября. События, которые резко изменят политическую структуру России, а пока – за три до концерта самолёт суперзвезды приземлился в Шереметьево-1, где его встречали тысячи поклонников. Никто, конечно, точно не подсчитывал. В здание самого аэровокзала были допущены около трехсот человек.
Певец выбрал или ему выбрали (как будто были в то время другие варианты) президентские апартаменты пятизвездочного отеля «Метрополь», ещё до конца, не расставшегося с советскими подходами к приезжим иностранцам. Когда для них всё, а для своих – общежитие. Так что приём был на самом высоком уровне. Не зря за всё нёс ответственность глава президентской администрации Сергей Филатов. Забавно, но Майклу Джексону выделили правительственный ЗИЛ — точно такой же, какой представлен сейчас в Ельцин-центре. Тогда считалось, что это самая крутая машина отечественного производства. Хотя вполне можно было посадить Майкла и на супер дорогую иномарку. Хотели похвастаться. А для певца – это изюминка. Где он ещё такое увидит и таким воспользуется. Сопровождали певца почему-то офицеры Главного управления охраны РФ, обеспечивавшие безопасность первых лиц страны. Можно сказать, что на время своего визита певец Джексон стал временным президентом, как минимум Москвы.
У певца тогда было довольно странное хобби. Он коллекционировал военную форму разных стран мира. Видимо на противоходе. Пели про мир и любовь, а обмундирование как попытка понять своего противника. По просьбе знаменитого коллекционера делегация даже посетила магазин «Военная книга» (вот уж поистине неожиданность) на Садовом кольце и даже спецотдел «Военторга», где, не особо долго раздумывая, Майкл приобрел милицейский парадный китель с погонами, брюки с лампасами, фуражку, форменный плащ и шинельное сукно. Чтобы потом сшить, наверное, очередной костюм для выступления.
При этом. Майкл не забывал, что работа превыше всего, поэтому в воинской части в Теплом Стане он снял небольшой эпизод для будущего клипа. Для этого, наверняка, счастливых мотострелков вывели на плац, где они маршировали вместе с Джексоном, несмотря на всё тот же дождь.
Обязательная программа мало отличалась от традиционной - Майкл посетил Кремль, Оружейную палату и несколько антикварных магазинов. В Доме книги на Новом Арбате он купил множество книг, в том числе «Питера Пэна» на английском языке. Видимо у нас это произведение продавалось дешевле.
В день концерта, следуя в лимузине по Тверской улице, он лично разбрасывал билеты на свое шоу в «Лужниках».
Тем временем концерт постоянно находился под угрозой срыва. Пресса решила испугать поклонников мифом, что вместо певца выступит его двойник, который, естественно, будет петь под фанеру. А служба охраны параллельно вынужденно вела проверку массы ложных сообщений о заложенных на стадионе бомбах и реально готовящихся терактах.
Концерт не отменили — несмотря на дождь, холод и ветер, странные звонки и вбросы жёлтой прессы. 80 тысяч зрителей мокли под открытым небом в ожидании кумира. Перед выступлением звезды публику разогревала популярная танцевальная группа Culture Beat, которая была известна хитом Mr. Vain. После ее выступления на двух огромных экранах показывали клипы Майкла Джексона и документальные кадры времен семейного ансамбля «Пятерка Джексонов», а также записи концертов с беснующейся от восторга публикой.
Выступление открыл оглушительный фейерверк. Затем стадиону явился Сам. В пятиминутных перерывах между песнями Джексон успевал быстро переодеваться. Жёстко работал принцип - «новая песня — новый костюм».
По данным СМИ Майкл Джексон отказался от гонорара. Кинопродюсерская компания «Десса» вскоре исчезла, а стадион «Лужники» был закрыт на длительную реконструкцию.
Но остался и музыкальный документ того времени. Именно в номере московского отеля «Метрополь» Майкл написал балладу об одиночестве Stranger in Moscow, которая вошла в альбом HIStory 1995 года. Композиция была записана буквально за полтора часа. Видимо столичный дождь сделал своё романтическое дело. Музыкант потом рассказывал, что ему действительно тогда было тяжело и одиноко.
К слову, стоит напомнить, кто же всё-таки тогда мерил военные и прочие российские кители, общался с детьми, поклонниками и чиновниками. Кто он, Майкл Джексон?
Самый успешный исполнитель в истории поп-музыки, обладатель 15 премий «Грэмми» и множества других. 25 раз занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Количество проданных в мире записей Джексона составляет 1 миллиард копий.
©ПК-Николай Пивненко-2022, 15 сентября 2022 г.
#npivnenko #npivnenko #николайпивненко #майклджексон #джексон
КАНАЛ НИКОЛАЯ ПИВНЕНКО В ТЕЛЕГРАМ: https://t.me/pivnenkotv
КАНАЛ "ЦИТАТКИ ОТ НИКОЛАЯ ПИВНЕНКО": https://t.me/chitatk
КАНАЛ ФОТОРАБОТ НИКОЛАЯ ПИВНЕНКО: https://t.me/videteto
КАНАЛ НИКОЛАЯ ПИВНЕНКО "ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ...": https://t.me/zvezdapoimeny