Техника исполнения, история человека и промысла, местная близость сердцу России - в ней прекрасно для нас всё. И говорить ли о необходимости практического плана, равно о качестве её удовлетворения? Многим жостовская роспись на подносах снискала славу.
Рождённая из русской лаковой миниатрюры , которую Бакушинский называл "высшей стадией развития русских народных промыслов" и уральских металический подносов (прочных, но плохо покрывавшихся краской), жостовская роспись надолго прославила подмосковную деревню Жостово и Осипа Вишнякова.
Нелегко было взойти жостовскому букету из его чёрного фона, и равно тяжело сохранить ставшую традиционной форму (сначала просто в кризисные годы начала 20 века, потом во время советских станковизации). Но жостовские букеты по прежнему цветут и радуют своими красками, их индивидуальным ручным исполнением и богатым художественнием воображением мастера.
Из истории промысла:
В 1825г. Филипп Вишняков вследствие семейных неурядиц выгнал из дома сына Осипа и отправил его в Жостово, в мастерскую Тараса Вишнякова, -пишет специалист по кустарным промыслам Исаев А.А. - два года работал Осип в доме своего дяди, но в 1827г. решил отмежеваться. Без имущества и средств он вошёл в долю к крестьянину той же деревни Григорию Алексееву, с которым и начал вырабатывать «низшие сорта» изделий из папье-маше в подражание лукутинским табакеркам.
За неимением лошади – пишет Боруцкий – Осип Вишняков носил товар в Москву на плечах и продавал его в торговых рядах.
К 1830-ым художник-миниатюртст Осип Вишняков начинает возглавлять мелкую частную крестьянскую мастерскую, где на различных изделиях создаётся сюжетная цветочная роспись.
При утверждении эмблемы изделий, дату основания Вишняковы отнесли на 1825г. – время приезда Осипа Вишнякова к своему дяде Тарасу.
Техника и сюжет:
«Низшими сортами», к которым относилась стилистика исполнения Вишнякова, называлась народная миниатюра, выкристаллизовавшаяся из русского лубка.
Книжная графика продавалась в противоположность "высшим сортам" - классическим европейским миниатюрам и копииям реалистичных картин, часто с видами Москвы, Петербурга.
"Низшая" это как раз яркие сюжетные росписи на чёрном фоне, отличающиеся более широкой и свободной манерой письма.
Импровизационное исполнение каждой отельной композиции жостовского букета стало характерным лейтмотивом всех подносов, звучащим и по сегодняшний день.
В жостовских букетах сходятся естественное восприятие живой формы цветов и декоративная обобщенность, родственная русской народной кистевой росписи на сундуках и прялках.
На поверхности отшлифованного подноса, покрытого двухслойным грунтом и лакировкой, художник свободным кистевым мазком набрасывает композицию букета, ориентируясь не на натуру или образцы, а на своё воображение и отточенную поколениями мастеров технику.
Необходимо следить за силуэтом цветов, бутонов, листьев и стеблей, играть с ритмичностью расположения красочных пятен, удачно сочетая их с фоном подноса: традиционным черным, безотказно проявляющим классические композиции, или красным, синим, зеленым, перламутровым, серо-голубым.
Чаще всего рисунок подноса представляют композиции: собранного букета, букета в раскидку, гирлянды, венка или ветки с угла.
Нередко встречаются изображения фруктов, ягод или птиц. Легкий, ажурный растительный орнамент венчает поднос по краям.
Промысел в Жостово - достояние России, сохраняя её традиции и украшая дома ценителей со всего света, он продолжает жить и ныне.
Восходяще-раскрывающиеся из тьмы безвестности цветы - это не только жостовская роспись, но все наши народные промыслы, все прекрасные русские люди и их дни, способные взойти из чёрного, серо-голубого и любого другого фона.