Я думаю уже понятно, что сейчас речь пойдет о погоне из фильма Брат 2. В этой киноленте погоня, пожалуй, самая реалистичная во всем нашем кинематографе. Алексей Балабанов, режиссер фильма, очень кропотливо подошел к выбору маршрута погони, последовательность выбранных локаций и очередность кадров при дальнейшем монтаже полностью соответствует реальной местности. Текст и фото, как всегда, мои. Сегодня очень короткий пост. 38 фото
001
Надо отметить, что достоверность, это вообще был подход Балабанова к созданию фильмов. Выбор локаций, подбор актеров и так далее. Тюрьма, оружие, квартира Салтыковой, ну, и сама Салтыкова, которая «клевая». И тут дело даже не в экономии, ибо иногда проще создать интерьер на студии Мосфильма, чем тащить всю киногруппу и гору аппаратуры за тридевять земель.
Кстати, тюрьма в фильме, это реальная бывшая гауптвахта московской комендатуры, а о квартире Салтыковой еще будет рассказ.
Фото со съемок
002
Но вернемся к теме погони, она начинается во дворе высотки на Котельнической набережной, где по сюжету фильма проживает Ирина Салтыкова.
003
Про те съемки сам Сергей Бодров вспоминал: «В эти дни обстановка в Москве (был 1999 и недавно прошла серия террактов) была очень напряжённая, тогда все искали террористов и проверяли буквально каждую вторую машину. Милиция вся была поднята на ноги. За отсутствие штампа о прописке, из города просто без разговоров высылали. А тут у половины питерской группы вообще паспортов с собой не было. Мы ехали на съемку, а под сидением везли с Мосфильма автомат шмайсер с глушителем и кучу всякого другого оружия. Странное ощущение, в своей стране, в столице мы снимаем кино, в общем то кино о Родине, и как Данила с Витей тихо перемещаемся по городу с тяжелыми спортивными сумками. Конечно, кино, Брат, объяснились бы, но если б поймали, то без неприятностей не обошлось точно бы, не говоря уже о сорванной съемке. Понятно, что дубль был только один, при первых выстрелах тут же приехала бы милиция, поэтому долго готовились, ну а потом уж начали палить.»
Фото со съемок
004
Братья уезжают в сторону набережной реки Москвы.
005
Для понимания, это та самая высотка на Котельнической набережной, близ Кремля. Здание стоит у набережных двух рек, Москвы и Яузы.
006
Но вот только Салтыкова никогда не жила в сталинской высотке, хотя интерьерные съемки самой квартиры проходили в действительно ее настоящей квартире, которая находилась в районе Пречистенки.
Про то как это получилось, она сама рассказывала в интервью: Когда он (Балабанов) приехал ко мне домой знакомиться, сразу сказал: «Ирка, я хочу именно в этой квартире снимать». Тогда таких квартир было мало. Потом они пришли вдвоем с Бодровым, с бутылкой красного вина. Я сначала отказывалась, потому что только что сделала ремонт. Но Балабанову невозможно было отказать. Так что мы снимали у меня дома. Я была на пике популярности, но играю не себя, а такую обобщенную поп-звезду, Балабанов во мне собрал несколько образов. Я говорила: «Леш, я не слушаю свою музыку». А он: «Ир, все нормально, это не жизнь, это сценарий».
Фото со съемок
007
Мне вот интересно, а ванная комната с прозрачным джакузи тоже реальная из её квартиры, или это так, для антуража и законченности персонажа?
008
Но все же вернемся к погоне. Она некоторое время проходит без участия кинозрителя и за это время братья поменялись местами, да и все действующие лица переместились в район Китай-города. Машины проносятся по Старосадскому переулку в сторону малого Ивановского переулка.
009
Сразу в кадре виден вход в Иоано-Предтеченский монастырь, он мало изменился и легко узнаваем.
010
Еще раз машины проносятся из Старосадского переулка.
Кадр из фильма специально взял такой, чтобы можно было местность рассмотреть.
Получилось как в старом анекдоте:
- А грачи то где?
- А грачи улетели.
011
Не все Москву знают хорошо и, для понимания движения автомобилей, можете взглянуть на карту. Метро Китай-город находится левее.
012
Возможно улицы на современных фотографиях сложно узнать, но, для примера, вот так Старосадский переулок выглядел еще в 2008 году, а сильным изменениям он подвергся в 2014 году.
013
Далее погоня движется из Подкопаевского через Хохловский в колпачный переулок. Это место еще сложнее узнать. В фильме, буквально на секунду в кадре показывается лестница Морозовского сада.
014
В современности ее уже нет, но вот так это место выглядело в 1985 году.
015
А вообще эту лестницу можно увидеть еще в фильме «У Морозовского сада».
016
Дом с балконом сейчас тоже нельзя увидеть, так как он находится на реконструкции (надеюсь, в будущем он сохранится, ибо даже статус объекта культурного наследия регионального значения не всегда спасает).
017
Это городская усадьба Венедиктовых за два года до съемок она выглядела вот так.
018
Фрагмент работы над фильмом.
019
И снова, для понимания можете взглянуть на карту. Если предположить, что в процессе погони машины развернулись через Подколокольный переулок (помечено синим), то все выглядит очень логично.
020
Погоня пошла на второй круг, снова, как в первом кадре машины проносятся от Старосадского…
021
В малый Ивановский переулок.
022
По сценарию копейка должна была перевернуться, но она не захотела. Съемки проходили все в том же Хохловском переулке, только чуть в стороне, у дома 13.
023
А вообще получилось красиво.
024
Для понимания снова взгляните на карту. По цифрам 1 и 2 уже покатались, на цифре 3 потеряли копейку.
025
Не совсем логично, но все же допустимо. Теперь они снова двигаются по Подкопаевскому переулку в сторону Хохловского. На карте это точка 2.
026
По правую сторону видна стена Морозовского сада, о котором сегодня уже говорилось.
027
Уж не знаю, возможно при озвучании у авторов фильма появилось желание усилить эффект, но в этом кадре стрельба, судя по звуку идет очередями, но если посмотреть повнимательнее, то одиночными.
028
- Не оторваться, брат, места мало.
- Оторвемся! Даня, сверни, где потише.
029
Определить место съемок теоретически сложно, но можно, учитывая локацию остальных сцен. На фоне проскакивают весьма нестандартные ворота. На фото возможно плохо видно, но в динамике можно разглядеть очень точно.