В чистых ручейках, озёрах, прудах и болотах в нашей стране живёт-поживает интереснейшее существо – личинка ручейника.
В загрязнённых водоёмах личинка ручейника не живёт, поэтому учёные считают её индикатором загрязнения воды. Если она есть в водоеме, то значит вода в нём чистая.
Почти все личинки строят чехлик или домик. Простейшая форма чехликов — тростниковая трубочка. Более сложная постройка — трубчатый футляр из отдельных кусочков листьев, которые личинка выгрызает и располагает по спиральной линии. В зависимости от вида ручейников строительный материал может варьироваться. Иногда материал постройки располагается черепицеобразно, причём материалом служат либо кусочки тростника, либо отрезки листьев и обломки коры.
Для постройки своих чехликов ручейники используют мох, травинки, кусочки отмершего дерева, свежие древесные веточки, хвою, стебли хвоща, смешанные с другими растительными остатками; они прикрепляют к своему жилищу и мелкие раковинки, и шелуху подсолнечника. Иногда постройки могут быть не из растительных остатков, а из мелких раковинок, например, горошинок, мелких катушек, молодых лужанок и других моллюсков.
Французский художник Юбер Дюпра создает абстрактные скульптуры из всевозможных и подчас довольно неожиданных предметов. Но наибольшую известность получили творения художника, созданные в кооперации с ручейниками.
Дюпра задался вопросом: а что если личинке ручейника попадется россыпь золотого песка? Конечно, в природе такое случается редко, и скульптор поставил прямой эксперимент: перенес личинок в специальный резервуар, где предоставил в их распоряжение исключительно драгоценные и полудрагоценные материалы. Недолго думая, ручейники принялись строить домики из золота и жемчуга.
Интересно, что домики, оставленные личинками, могут сохраняться в ископаемом виде: благодаря этому палеоэнтомологи установили, что строительным навыкам ручейников не меньше 250 миллионов лет — их домики известны с пермского периода, тогда как отпечатки самих насекомых — с триасовых времен. Что же касается ювелирных домиков от Юбера Дюпра, то они с успехом расходятся по всему миру, становясь экстравагантными украшениями и сувенирами. Но не менее прекрасны и сами фотографии, запечатлевшие многоногих строителей, столь неуместных среди сверкающих драгоценностей.