Найти тему

Рубрика "Вопрос - ответ". О тревогах и переживаниях взрослых

Вопрос 1. Опасаясь за безопасность ребенка, сказала ему, что разговаривать с чужими взрослыми нельзя. Теперь он даже не здоровается с теми, кого знает. Ребенку 4 года. Как быть!

Ответ: Ключевое слово «опасаясь». Это ваши переживания за жизнь и здоровье малыша. Я полностью согласна с тем, что сегодня в средствах массовой информации озвучивается много случаев, когда дети пропадают. Но необходимо учитывать возраст ребенка. В 4 года вы вряд ли оставите его одного без присмотра на детской площадке, поэтому говорить о том, что объективно может оказаться опасным, надо с учетом того, что ребенок может действительно применить на практике. Например, когда на площадке много детей, и он потерял вас из виду. Научите ребенка главному: если ты потерялся, никуда не уходи, стой на месте и жди, я обязательно тебя найду. Чтобы помочь мне в этом, просто громко кричи: «Мама!».

А вот в возрасте от 6 лет и старше, когда дети впервые начинают делать что-то самостоятельно, без взрослых: гулять, ходить в магазин, оставаться дома, необходимо предупредить их об опасности, но так, чтобы не запугать. Мне нравится книга Людмилы Петрановской «Что делать, если…». Автор очень умело и тонко пишет для детей, что делать, если пристает незнакомый человек, тебя дразнят ребята, ты боишься темноты, потерялся…Читайте ее и обсуждайте с ребенком, который собирается в скором времени в школу.

Книга Л.Петрановской "Что делать, если..."
Книга Л.Петрановской "Что делать, если..."

Теперь как исправить ситуацию и начать здороваться. Для начала договоритесь с дошкольником: «Если здороваюсь я, ты тоже здоровайся!». Если этого недостаточно, не стыдите его за молчание, не наказывайте, просто скажите: «Ты помнишь о нашем уговоре, я знаю (верю), что в следующий раз ты не забудешь (будешь смелее). У тебя получится!».

Вопрос 2. Забираю ребенка из детского сада и спрашиваю его: «Как настроение? Как прошел день? Тебя обижали?». А он мне отвечает, что его обижали, ругали, били и даже в угол ставили». Что делать? Может быть, его действительно обижают и наказывают в детском саду!

Ответ: Начинать следует с разговора с воспитателем, чтобы убедиться в том, что педагог контролирует ситуацию. При этом необязательно задавать прямые вопросы: «Вы ставили его в угол? Ребенок говорит, что вы его стукнули. Это правда?». Спросите воспитателя, слушается ли ребенок? Нарушает ли дисциплину? Мешает ли он вести занятия? Что ребенку особенно интересно? Во что он чаще всего играет? С кем из ребят предпочитает играть? Дружно ли они играют? Есть ли какие-то рекомендации для вас, как для родителя?». Если проблема существует, педагог обязательно об этом вам расскажет, опираться только на слова ребенка не следует. Начните с установления доверительных отношений с педагогом. А самое главное, нельзя обсуждать свои опасения в его присутствии, даже если вам кажется, что он ничего не слышит и занят делом, он все слышит. Ваши активные действия, тревога и обсуждения с папой, бабушкой, подругой еще больше усугубят ситуацию, провоцируя страхи, неврозы, недержание мочи или агрессивное поведение в группе.

Если в семье есть старший ребенок школьного возраста, обратите внимание, что решать его трудности общения со сверстниками нужно уединяясь, чтобы младший не был невольным свидетелем ваших разговоров. Маленький ребенок переживает за старшего брата или сестру точно так же, как и вы – родители. Он не обманывает вас и не врет, говоря вам, что его обижают в детском саду, он просто переносит проблемы старшего на себя из-за сострадания, страха или непонимания в силу возраста, либо подражает ему, он ведь старший.

Осмотрите малыша, нет ли у него шишек или синяков. Если все в порядке, перечитайте вопрос, который вы задали ребенку. Как вы спросили, так он и ответил.

«Тебя обижали?»

«Да» - скажет малыш.

«Тебя наказывали?»

« Да» - ответ ребенка.

«Тебя ругали?»

Напрашивается ответ: «Ругали!»

Спрашивайте по-другому: «С кем ты играл? Во что ты играл с Димой сегодня? Вы дружно играли? Что интересного было на математике? Что вы рисовали? В какую игру играли на физкультуре? За что тебя похвалила воспитательница? Что особенно хорошо у тебя получилось сделать? Что запомнилось? О чем ты хочешь мне рассказать сегодня?».

Книга Л.Петрановской "Что делать, если..."
Книга Л.Петрановской "Что делать, если..."

Вопрос 3. Ребенок рассказал мне, что за верандой в детском саду живет огромный дядя, он ходит вдоль забора и разговаривает с ребятами. А еще с ним бывает страшная тетя. Она поет песенки и угощает конфетами. Что делать?

Ответ: Поговорить с воспитателем. Территория всех дошкольных учреждений огорожена забором. Как правило, детям в целях безопасности не разрешается играть за верандой, между верандой и забором, поэтому они всегда на виду. Если в саду ведется видеонаблюдение, есть возможность проверить, так ли это на самом деле. Если опасения напрасны, разбираемся дальше. Дяди, тети, баба Яга, Кощей бессмертный – любой негативный персонаж из мультфильма, книги, фильма может вызывать подобные рассказы детей в возрасте до 4-5 лет. Никогда не прибегайте к фантастическим угрозам, чтобы заставить ребенка слушаться! Никакая колдунья не придет за ним, если он отказывается есть, и никакой людоед его не сожрет, если он будет плохо себя вести в детском саду. Подобные угрозы подогревают фантазию малыша, и он начинает верить в то, о чем говорите сначала вы, а потом и он сам. Таким образом, младший дошкольник перенаправляет свои тревоги и страхи, опираясь на свое воображение.

Книга Л.Петрановской "Что делать, если..."
Книга Л.Петрановской "Что делать, если..."

Спасибо, что дочитали статью до конца. Ставьте 👍или👎. Пишите вопросы и комментарии. До скорой встречи на канале.