При различных обсуждениях то тут, то там возникает понятие «Группа одного альбома». Так называют группы, которые записали один крутой альбом, а остальные в их дискографии так себе. А вот пример группы реально одного альбома. И какого! Прошло 45 лет, а он все еще на слуху.
Как всегда, не буду пересказывать историю группы, все легкодоступно в сети. Хочу просто обратить внимание на некоторые интересные моменты.
Сначала воспоминания. Однажды, классе в 8 - м примерно, одноклассник принес кассету с, по его словам, запрещенной группой. Дает, как другу, под страшной тайной. Если, не дай бог, кто узнает, всех пересажают (кстати, вот сейчас любят писать, как все было запрещено и все такое. Но никаких реальных репрессий и даже рассказов о них не припомню)).
Тогда одно только название коллектива впечатляло. Само слово sex (именно латиницей) считали неприличными и в разговоре с одноклассницами его говорить было нельзя. А сами приличные (а других не было)) девочки, если вдруг случайно услышат это ужасное слово, должны были демонстративно обидеться и показать негодование. Потом когда чуть позже начал близко дружить с девчонками (ну вы понимаете))), конечно выяснил, что знают они не только это страшное слово, но и множество других, не менее страшных, и охотно их употребляют. Да и на практике еще сто очков вперед дадут) Но это что-то я удалился от темы...
Запись была не очень (впрочем, когда нашел винил, он тоже не порадовал качеством записи), но музыка очень нравилась. Она была проще, чем у популярных у нас тогда Deep Purple, Uriah Heep, Pink Floyd. Тогда я этих умных слов не знал, но рок - музыка во второй половине 70 - х стала типа арт - рока, а настоящий рок - н - ролл пропал. В этом был и залог их успеха. Они реально выдали рок - н - ролл, которого не хватало. Панками они были только внешне.
И была другая еще причина успеха. Правда, мы, из - за незнания английского ее не понимали. В 70 - е, Европа переживала далеко не лучшие времена. Нефтяной кризис, инфляция, рост безработицы, войны. Это мы наивно думали, что там рай на Земле. Вот и стали востребованными злые слова в песнях, вместо песен про любовь и волшебников.
С группой связано множество мифов. Все знают о любви творческих людей придумывать про себя легенды и мифы и о всяческом поощрении этого мифотворчества со стороны лейблов.
Первый миф - вот такой коллектив отвязных хулиганов взял и добился успеха. Стоит отметить, что при всей своей кажущейся неформальности, группа была чисто продюсерским коммерческим проектом. Был такой Малькольм Макларен, владелец магазина неформальной одежды Let It Rock, он же продумал весь проект, найдя его участников среди посетителей своего магазина. Всё, включая имидж, поведение на сцене и за ее пределами, было его замыслом.
Роль менеджмента часто недооценивают. А вот неизвестно, что было бы с теми же Битлами, если бы они волей случая не пересеклись с Брайаном Эпстайном, зато точно известно, что после его смерти они покатились вниз и распались.
С "Пистолетами" произошло примерно то же самое. Когда по ряду причин они расстались с менеджером, они прекратили существование. История не знает сослагательного наклонения, но часто думаю, что было бы, если группа продолжила бы и далее творить? Думаю, мы получили бы еще много хороших альбомов.
Второй миф. Сейчас часто пишут про них, что группа по музыке никакая , а своему успеху они обязаны своим имиджем и выходками на концертах. Вот советские меломаны их просто не видели. По телевизору их не показывали, в прессе про них не писали, в Союзе они не гастролировали, интернета еще не было, видеомагнитофоны были у ничтожной части населения и на них смотрели только фильмы. И нравилась именно музыка.
На самом деле, играли они неплохо. А неумение Роттена петь кажется таковым только на первый взгляд, вся его небрежность только кажущаяся и требует мастерства. Да, виртуозами они не были. Но рок - это не обязательно прекрасные вокальные данные (если вспомнить Мика Джеггера или Лемми) и не обязательно виртуозное владение инструментом (гитара Курта Кобейна), прекрасный результат может получиться без этого. И наоборот, соберутся мегапрофессионалы, а слушать их неинтересно. Рецепта нет однозначного, что нужно для успеха.
И еще один миф, что ключевую роль в коллективе играл Сид Вишез. На самом деле, это был чисто очень спорный маркетинговый ход. Макларен решил для усиления имиджа взять в коллектив совсем безбашенного участника. То, что он плохо играл на басу и пришлось уволить из группы Глена Мэтлока, неплохого музыканта, его не остановило. Вишез участия в записях не принимал по причине плохой игры. Вместо него партии бас-гитары исполнял гитарист Стив Джонс (первый бас-гитарист Глен Мэтлок играет лишь в песне «Anarchy In The U.K.»).
Сид Вишес очень хотел научиться играть на бас - гитаре и даже брал уроки у Лемми Килмистера, лидера Motörhead. Но Лемми через пару дней отказался от такого бесперспективного ученика.
На концертах инструмент Сида просто - напросто отключали от колонок, так как он сбивал остальных музыкантов. Но творил он на сцене такое, что про его инструмент забывали. Он резал своё тело битыми бутылками, ругался и провоцировал драки. Не буду все пересказывать, про него и так полно написано. Вечером 1 февраля 1979 года Сид принял очередную дозу героина и следующим утром уже не проснулся. Да и самого коллектива на этот момент уже не было. Но в итоге получилось так, что не умеющий толком играть и не записавший ни одного альбома музыкант считается иконой стиля и попал в зал славы рок - н - ролла.
Хотя при всем при том, его версия My Way очень оригинальна. Но на этот альбом она не вошла.
Теперь про музыку. На альбоме 12 песен. И ни одной проходной.
Английского тогда никто не знал, поэтому о чем песни, только фантазировали. Считали, о чем то очень запрещенном. Первая, Holidays In The Sun, как нам казалось,начинался с марша, почему то казалось, что там что-то милитаристское)). Как позже выяснилось, ни о чем особенном они там не пели, хотя упоминалась берлинская стена. Песня Bodies протестует против абортов.В других песнях достается предыдущему лейблу группы («EMI») и их прототипам New York Dolls («Нью-Йорк»).
Отдельно стоит упомянуть God Save The Queen. Кто не знает, это первая строка из британского гимна. Ну а дальнейший текст ничего приятного про их страну не содержит. После появления этой песни музыкантов начали отлавливать и бить. Кому - то даже руку или ногу (не помню точно, а изложения подробной истории коллектива я задачу не ставлю) поломали и оставили с инвалидностью.
Если честно, у меня к этому двоякое отношение. С одной стороны, гимн - всего лишь песня, у меня нет священных коров. С другой стороны, я все ситуации примеряю нам себя. Вот стал бы кто издеваться над гимном России, который мне и не особо нравится, честно говоря. Мне бы это все равно было бы неприятно. Ну а ломать конечности или нет, от ситуации зависит)) Ну а поскольку мне на гимн Соединенного Королевства «с высокой колокольни», то однозначно песню люблю.
Неплох очень кавер Лемми на нее. И там уже, кажется, без членовредительств обошлось))).
Очень хороша Anarchy In The UK. Ее много кто перепевает. Люблю версии Megadeth
и Motley Crue.
Лично я очень люблю Submission, хоть ее редко выделяют.
Одним словом. Идеальный альбом. Вся его небрежность только кажущаяся. Он прекрасно сыгран, отличные мелодии и исполнение. Пример идеальной работы менеджмента.
Жаль, что он единственный. Да, строго говоря, были еще многочисленные сборники, саундтреки, с песнями, которых нет на этом альбоме. Но полноценными дисками их не назвать. А этот альбом регулярно переслушиваю. Вот часто такие опросы проводят. Какие 10 (иногда больше, специально наименьшее количество взял) дисков взял бы с собой на необитаемый остров/ межзвёздное путешествие. Хоть опрос и дурацкий, но пытался и свою десятку составить. В зависимости от настроения список может сильно у меня меняться, но этот альбом всегда в нем. Чтобы было ясно мое отношение.
Напоследок о названии. Bollocks - это сленговое название тестикул. То есть буквально, не обращай внимание на них, если мешают)). Тем не менее, смысл слова довольно гибкий. Его можно использовать как общее восклицание разочарования или тревоги, например «Черт возьми!». Также можно говорить о какой - то ерунде. В Ирландии это также часто используется для обозначения кого - то, не очень симпатичного. Так что это довольно универсально, как слово F*** во всех его формах. Сами музыканты говорят, что название придумано на основе фразы, услышанной Стивом Джонсом. Джонс сказал, что он подхватил эту фразу в смысле «Не обращайте внимания на чепуху» от двух фанатов, которые всегда говорили ее друг другу.