Устремленная в небо готика средневековья и пышное барокко эпохи Возрождения - европейские храмы и по сей день приводят в трепет сердца человеческие…
Нет, сегодня мы не можем построить ничего столь же грандиозного, как великие соборы прошлого. Для этого нам недостает благочестия и чувства прекрасного, мы сыты и у нас слишком развита демократия. Надо было жить в Западной Европе в XIII-XVII столетиях, в эпоху жестокой тирании, войн и чумы, чтобы соединять в себе талант зодчего со страхом божьим и строить на грешной земле величественные храмы во славу Всевышнего.
Первым, кому достало тщеславия заложить «самый большой собор в мире», стал Конрад фон Гохштаден. Он был архиепископом Кельнским, немецким курфюрстом, обладал почетным правом идти рядом с императором, был эрцканцлером Священной Римской империи в Италии, а также герцогом Вестфальским и Лотарингским. Фон Гохштаден короновал одного из претендентов на германский престол, интриговал, наговаривая папе римскому на императора, взял в залог имперский город Дортмунд, захватил Аахен, лично возглавляя войско, и еще сумел выкроить время, чтобы в 1248 году заложить первый камень в фундамент кельнского собора.
Впрочем, это не помешало ему четыре года спустя обстрелять город из пушек. Его разгневали правящие патриции: 25 из них он объявил вне закона. В городской хронике о нем сказано: «Властолюбие и сварливость владели его озлобленной душой куда сильнее, чем строительство собора». Знаменитый поэт Франческо Петрарка после посещения Кельна в 1333 году восхищался «великолепным, хотя и недостроенным собором, который по праву слывет самым высоким в мире».
Можно предположить, что именно эти слова поэта уязвили тщеславного и властолюбивого правителя Милана Джана Галеаццо Висконти. Он велел заложить собор, который «по размеру и роскоши» должен был превзойти и кельнский собор, и все остальные церкви на земле. В 1402 году эстафету соперничества приняла Севилья - было решено затмить миланский собор. А в 1506 году папа Юлий II, прозванный «Могущественным», а также «Ужасным», велел построить в своей столице церковь - естественно самую большую в Европе.
Были ли правители Милана, Кельна и Севильи верующими людьми и что означала для них вера? Они строили храмы, регулярно посещали мессы, время от времени ходили на исповедь, возможно, и вправду думая, что ведут себя благочестиво. И молились они примерно так: «Господи, покровитель сражений, сделай так, чтобы войско твое завтра снова одержало победу».
В одном они были правы наверняка: у того, кто строит сияющие великолепием храмы, больше сторонников, чем у владельца роскошных дворцов. Они, вероятно, рассчитывали иметь на своей стороне помощь самого Всевышнего, поддержку папы, а вместе с ним - множества благочестивых простых людей, бедных и простодушных верующих, запуганных духовной и светской властью.
Строительству великих соборов благоприятствовало еще и то, что готика, которая вихрем пронеслась по Европе, подарила томящемуся по роскоши человечеству форму, способную организовывать огромные пространства, как ни один дворец в мире. В соборе Парижской Богоматери, например, могли слушать мессу до девяти тысяч человек одновременно. Острые шпили готических храмов пронзали небеса и своей устремленностью ввысь будили в людях желание чаще поднимать духовные очи к Богу.
В XVI веке готика в Европе уступает место архитектуре эпохи Возрождения, которая также поражает своей масштабностью. Самый высокий в мире внутренний свод (по высоте потолка превзойденный лишь сборочным цехом космического корабля «Аполло») вновь заставляет нас вспомнить папу Юлия II.
В 1503 году, когда он занял папский престол, ему было 60 лет. Он хотел вернуть Риму, который к тому времени пришел в упадок и не мог уже соперничать с Флоренцией или Венецией, былое величие, а Папской области - власть над Италией. Этот старик, сев на коня, лично возглавил войско и покорил Венецию, а также Парму, Перуджу, Пьяченцу и Болонью. Денег у него было достаточно, поскольку он объявил себя наследником всех епископов и кардиналов в Риме.
Кафедральной церковью папы была тогда базилика святого Петра в центре Рима, большая, но лишенная всякой пышности. Невзирая на многочисленные протесты кардиналов, папа принял решение снести старую церковь и приступить к строительству новой. Он назначил большое жалованье Браманте, известному итальянскому зодчему, и уже в 1506 году заложил первый камень в основание будущего собора. Грандиозные идеи шестидесятидвухлетнего архитектора вдохновляли папу: предлагалось вознести на колоннах в небо точную копию римского Пантеона, построенного во втором веке нашей эры.
В те же самые годы был амбициозный проект и у молодого придворного скульптора Медичи по имени Микеланджело Буонарроти. Приехав в Рим, он горячо уговаривал папу Юлия II позволить сооружение в храме, который строил Браманте, монументального надгробия площадью 75 квадратных метров и высотой 9 метров. На каменной плите планировалось изобразить ангелов, которые в нужное время вознесли бы Юлия II прямо на небеса.
Когда в 1514 году, через год после смерти папы, умер Браманте, были готовы лишь четыре пятиугольные колонны, которые должны были поддерживать купол. В строительстве участвовали еще несколько зодчих, среди которых был одно время и Рафаэль, пока в 1547 году папа Павел III не призвал продолжить строительство Микеланджело, которому в ту пору был 71 год.
В последующие 17 лет, до конца дней своих, он приводил в исполнение замысел Юлия «Ужасного» и проект Браманте, внося в него, правда, и свои коррективы. Гигантский купол собора святого Петра многие окрестили потом «чудом света». Он составляет в диаметре 42 метра и возвышается над землей на 119 метров. Чего стоило зодчим отважиться на подобное сооружение и довести его до конца? Чего это стоило малярам и каменщикам — карабкаться на такой высоте по бесконечным лестницам и делать свою работу, совершая акробатические трюки над пропастью; плотникам — застроить высоченные своды строительными лесами; строителям с лебедками — медленно втягивать наверх многотонные блоки? Теперь мы вряд ли сможем себе это представить. О красоте не стоит и говорить. Впрочем, как и о времени.
За годы, которые потребовались для завершения строительства собора святого Петра, произошло много значительных событий: тюрингский священник Мартин Лютер объявил войну папе, наемники Карла V в течение восьми дней грабили Рим и уничтожили несколько тысяч его жителей, Коперник изъял из центра мироздания Землю. Папа Пий V, опередив Великого инквизитора Рима, изгнал евреев из Папской области, отправил в ссылку сотни художников, которых подозревал в симпатиях к лютеранству, и приказал окончательно истребить гугенотов. А собор святого Петра тем временем рос все выше в небо.
Долго? Но что тогда значило время? Только в 1626 году, то есть через 113 лет после смерти Юлия и через 62 года после смерти Микеланджело, собор был наконец освящен. Жителям Страсбурга пришлось ждать завершения своего собора целых 263 года; кельнцы же после 312 лет строительства сделали паузу длиной в 282 года, прежде чем всего за 38 лет достроить наконец свой собор в 1880 году - спустя 632 года после закладки первого камня! Строительство, растянувшееся на столетия, в те времена не вызывало ни у кого ни удивления, ни нетерпения.
Всем было ясно, что храмы строятся не одним поколением ради далеких потомков и во славу Божию. А простые люди жили размеренно. Они знали, что родившись в бедности, в бедности и умрут, и больше всего страшились адских мук, ожидавших их, по утверждению церкви, за грешную жизнь на земле.
Именно в годы строительства собора святого Петра папа Юлий II с особым успехом использовал известный остроумный способ отпущения грехов. Церковь объявила о готовности не применять наказания за нарушения церковной дисциплины к тем, кто делал пожертвования на возведение храма: не карать их ни постом, ни паломничеством, ни штрафами, ни отлучением от церкви. И все были довольны: богатые, которые верили, что своим щедрым даром купили себе право грешить; бедные, отдававшие последние гроши, чтобы только избежать ужасов геенны огненной, расписывая которые, духовенство не жалело красок; продавцы индульгенций, отсчитывавшие себе щедрые комиссионные; да и сам папа - для него финансовая сторона дела была не менее важной, чем величайший в мире собор.
Хотя не каждый из знаменитых соборов замешан на столь болезненном тщеславии и самовластии, эти мотивы всегда играли немалую роль. Богатый город хотел похвастать грандиозным собором или отпраздновать военную победу. Как в городе Пальма на острове Мальорка, например, где в 1230 году Хайме I Арагонский, едва успев выгнать из города мавров, заложил первый камень величественного готического собора.
Или в Севилье, где исламу хотели противопоставить триумф христианской веры, - ибо в 1402 году, когда был заложен храм, границы мавританского королевства Гранада удалось отодвинуть больше чем на сто километров от богатого торгового города в королевстве Кастилия.
Собор святого Павла в Лондоне, последний из подлинно великих, тоже был призван увековечить триумф англиканской церкви над пуританами и возглавлявшим их Оливером Кромвелем спустя семнадцать лет после его смерти, а также победу жителей Лондона над великой чумой, свирепствовавшей в 1665 году, и над пожаром, который разрушил 13 тысяч домов и девяносто церквей.
Ныне в Европе другие времена, ее жители не страдают от деспотизма властей и чудовищного тщеславия бесчисленных диктаторов. Их не пугают геенной огненной, и они невероятно далеки от тех убогих, скрюченных ревматизмом, насмерть перепуганных людей, среди которых лишь немногие доживали до пятидесяти лет под постоянной угрозой чахотки, холеры и дизентерии. Но именно эти люди поднимали голову вверх и видели там Небесный Иерусалим, который велел им исполнять христианский долг, а взамен сулил надежду на лучшую участь после смерти.
И сегодня, с изумлением и восторгом скользя взглядом по величественным сводам, мы должны испытывать благодарность к тем, кто жил в ту мрачную эпоху, ибо они оставили нам нечто такое, чего мы сейчас создать не в состоянии. Вместе с тиранами, бедностью и чумой куда-то делся энтузиазм. Мы больше не видим цели и не знаем настоящего стиля. Сытые бюргеры не строят соборов…
А у нас есть и такое.. https://www.youtube.com/watch?v=ARx3yrAldwY&list=PLuHkA1wOjnxVEHAnx8_jMTB127Yuel6EV&index=11