Найти в Дзене
Маринкины заморочки

Грандиозные соборы Европы.

Устремленная в небо готика средневековья и пышное барокко эпохи Возрождения - европейские храмы и по сей день приводят в трепет сердца человеческие…
В начале XIII века жители торгового итальянского города Сиены, находившегося в зените своей славы, возжелали построить собор, который затмил бы славу их главного соперника - Флоренции. Этот храм с тосканской кампанилой - четырехгранной башней-колокольней - составлял лишь часть их дерзкого замысла, осуществлению которого помешала эпидемия чумы 1348 года, унесшая восемьдесят процентов жителей города. Особой достопримечательностью собора является пол с уникальной мраморной мозаикой, изображающей сцены из Ветхого Завета.
В начале XIII века жители торгового итальянского города Сиены, находившегося в зените своей славы, возжелали построить собор, который затмил бы славу их главного соперника - Флоренции. Этот храм с тосканской кампанилой - четырехгранной башней-колокольней - составлял лишь часть их дерзкого замысла, осуществлению которого помешала эпидемия чумы 1348 года, унесшая восемьдесят процентов жителей города. Особой достопримечательностью собора является пол с уникальной мраморной мозаикой, изображающей сцены из Ветхого Завета.

Нет, сегодня мы не можем построить ничего столь же грандиозного, как великие соборы прошлого. Для этого нам недостает благочестия и чувства прекрасного, мы сыты и у нас слишком развита демократия. Надо было жить в Западной Европе в XIII-XVII столетиях, в эпоху жестокой тирании, войн и чумы, чтобы соединять в себе талант зодчего со страхом божьим и строить на грешной земле величественные храмы во славу Всевышнего.

Первым, кому достало тщеславия заложить «самый большой собор в мире», стал Конрад фон Гохштаден. Он был архиепископом Кельнским, немецким курфюрстом, обладал почетным правом идти рядом с императором, был эрцканцлером Священной Римской империи в Италии, а также герцогом Вестфальским и Лотарингским. Фон Гохштаден короновал одного из претендентов на германский престол, интриговал, наговаривая папе римскому на императора, взял в залог имперский город Дортмунд, захватил Аахен, лично возглавляя войско, и еще сумел выкроить время, чтобы в 1248 году заложить первый камень в фундамент кельнского собора.

Собор святого Петра и Девы Марии - символ Кельна и самый крупный готический собор Германии. По преданию, в 1164 году архиепископ кельнский доставил в город мощи трех волхвов, пришедших поклониться новорожденному Иисусу Христу. Эти святыни и вдохновили кельнцев на закладку собора. Его строительство началось в 1248 году, продвигалось чрезвычайно медленно, даже прервалось в середине XVI века из-за нехватки денег и возобновилось лишь в 1842 году. Ажурные остроконечные шпили храма достигают высоты 155 метров.
Собор святого Петра и Девы Марии - символ Кельна и самый крупный готический собор Германии. По преданию, в 1164 году архиепископ кельнский доставил в город мощи трех волхвов, пришедших поклониться новорожденному Иисусу Христу. Эти святыни и вдохновили кельнцев на закладку собора. Его строительство началось в 1248 году, продвигалось чрезвычайно медленно, даже прервалось в середине XVI века из-за нехватки денег и возобновилось лишь в 1842 году. Ажурные остроконечные шпили храма достигают высоты 155 метров.

Впрочем, это не помешало ему четыре года спустя обстрелять город из пушек. Его разгневали правящие патриции: 25 из них он объявил вне закона. В городской хронике о нем сказано: «Властолюбие и сварливость владели его озлобленной душой куда сильнее, чем строительство собора». Знаменитый поэт Франческо Петрарка после посещения Кельна в 1333 году восхищался «великолепным, хотя и недостроенным собором, который по праву слывет самым высоким в мире».

Можно предположить, что именно эти слова поэта уязвили тщеславного и властолюбивого правителя Милана Джана Галеаццо Висконти. Он велел заложить собор, который «по размеру и роскоши» должен был превзойти и кельнский собор, и все остальные церкви на земле. В 1402 году эстафету соперничества приняла Севилья - было решено затмить миланский собор. А в 1506 году папа Юлий II, прозванный «Могущественным», а также «Ужасным», велел построить в своей столице церковь - естественно самую большую в Европе.

Жемчужиной готического стиля Италия обязана тщеславию правителя Милана Висконти. По его приказу и на его деньги в 1386 году началось строительство грандиозного собора. Ломбардские зодчие были еще мало знакомы с особенностями готики, родившейся во Франции. Тем не менее при помощи французских и немецких консультантов они создали настоящий архитектурный шедевр из розового мрамора, украшенный 2245
скульптурами и увенчанный позолоченной фигурой Мадонны. Из-за большого количества декоративных башенок - пинаклей - собор прозвали «мраморным ежом".
Жемчужиной готического стиля Италия обязана тщеславию правителя Милана Висконти. По его приказу и на его деньги в 1386 году началось строительство грандиозного собора. Ломбардские зодчие были еще мало знакомы с особенностями готики, родившейся во Франции. Тем не менее при помощи французских и немецких консультантов они создали настоящий архитектурный шедевр из розового мрамора, украшенный 2245 скульптурами и увенчанный позолоченной фигурой Мадонны. Из-за большого количества декоративных башенок - пинаклей - собор прозвали «мраморным ежом".

Были ли правители Милана, Кельна и Севильи верующими людьми и что означала для них вера? Они строили храмы, регулярно посещали мессы, время от времени ходили на исповедь, возможно, и вправду думая, что ведут себя благочестиво. И молились они примерно так: «Господи, покровитель сражений, сделай так, чтобы войско твое завтра снова одержало победу».

В одном они были правы наверняка: у того, кто строит сияющие великолепием храмы, больше сторонников, чем у владельца роскошных дворцов. Они, вероятно, рассчитывали иметь на своей стороне помощь самого Всевышнего, поддержку папы, а вместе с ним - множества благочестивых простых людей, бедных и простодушных верующих, запуганных духовной и светской властью.

Строительству великих соборов благоприятствовало еще и то, что готика, которая вихрем пронеслась по Европе, подарила томящемуся по роскоши человечеству форму, способную организовывать огромные пространства, как ни один дворец в мире. В соборе Парижской Богоматери, например, могли слушать мессу до девяти тысяч человек одновременно. Острые шпили готических храмов пронзали небеса и своей устремленностью ввысь будили в людях желание чаще поднимать духовные очи к Богу.

Словно гигантский корабль, возвышается собор Парижской Богоматери в самом центре французской столицы на острове Сите. Начатое в 1163 году по желанию парижского епископа Мориса де Сюлли строительство собора продолжалось до середины XIV века. Он стал одним из первых храмов Европы, где большую часть площади стен заняли огромные витражные окна - проводники света. Своды собора были свидетелями разных событий: во времена французской революции его помещение использовали как продовольственный склад, а в 1804 здесь проходила коронация Наполеона Бонапарта.
Словно гигантский корабль, возвышается собор Парижской Богоматери в самом центре французской столицы на острове Сите. Начатое в 1163 году по желанию парижского епископа Мориса де Сюлли строительство собора продолжалось до середины XIV века. Он стал одним из первых храмов Европы, где большую часть площади стен заняли огромные витражные окна - проводники света. Своды собора были свидетелями разных событий: во времена французской революции его помещение использовали как продовольственный склад, а в 1804 здесь проходила коронация Наполеона Бонапарта.

В XVI веке готика в Европе уступает место архитектуре эпохи Возрождения, которая также поражает своей масштабностью. Самый высокий в мире внутренний свод (по высоте потолка превзойденный лишь сборочным цехом космического корабля «Аполло») вновь заставляет нас вспомнить папу Юлия II.

В 1503 году, когда он занял папский престол, ему было 60 лет. Он хотел вернуть Риму, который к тому времени пришел в упадок и не мог уже соперничать с Флоренцией или Венецией, былое величие, а Папской области - власть над Италией. Этот старик, сев на коня, лично возглавил войско и покорил Венецию, а также Парму, Перуджу, Пьяченцу и Болонью. Денег у него было достаточно, поскольку он объявил себя наследником всех епископов и кардиналов в Риме.

Площадь, на которой возвышается святыня католицизма - собор святого Петра, была в начале нашей эры ареной гладиаторских боев. Здесь при императоре Нероне во время одного из представлений был распят на кресте апостол Петр. Над его могилой в четвертом веке была построена древняя базилика, простоявшая более тысячелетия. В 1506 году при папе Юлии II был заложен первый камень в основание нового храма. В строительстве самого большого культового здания Европы принимали участие лучшие архитекторы эпохи Возрождения: Бернини, Браманте, Рафаэль, Микеланджело.
Площадь, на которой возвышается святыня католицизма - собор святого Петра, была в начале нашей эры ареной гладиаторских боев. Здесь при императоре Нероне во время одного из представлений был распят на кресте апостол Петр. Над его могилой в четвертом веке была построена древняя базилика, простоявшая более тысячелетия. В 1506 году при папе Юлии II был заложен первый камень в основание нового храма. В строительстве самого большого культового здания Европы принимали участие лучшие архитекторы эпохи Возрождения: Бернини, Браманте, Рафаэль, Микеланджело.

Кафедральной церковью папы была тогда базилика святого Петра в центре Рима, большая, но лишенная всякой пышности. Невзирая на многочисленные протесты кардиналов, папа принял решение снести старую церковь и приступить к строительству новой. Он назначил большое жалованье Браманте, известному итальянскому зодчему, и уже в 1506 году заложил первый камень в основание будущего собора. Грандиозные идеи шестидесятидвухлетнего архитектора вдохновляли папу: предлагалось вознести на колоннах в небо точную копию римского Пантеона, построенного во втором веке нашей эры.

В те же самые годы был амбициозный проект и у молодого придворного скульптора Медичи по имени Микеланджело Буонарроти. Приехав в Рим, он горячо уговаривал папу Юлия II позволить сооружение в храме, который строил Браманте, монументального надгробия площадью 75 квадратных метров и высотой 9 метров. На каменной плите планировалось изобразить ангелов, которые в нужное время вознесли бы Юлия II прямо на небеса.

Когда в 1514 году, через год после смерти папы, умер Браманте, были готовы лишь четыре пятиугольные колонны, которые должны были поддерживать купол. В строительстве участвовали еще несколько зодчих, среди которых был одно время и Рафаэль, пока в 1547 году папа Павел III не призвал продолжить строительство Микеланджело, которому в ту пору был 71 год.

В последующие 17 лет, до конца дней своих, он приводил в исполнение замысел Юлия «Ужасного» и проект Браманте, внося в него, правда, и свои коррективы. Гигантский купол собора святого Петра многие окрестили потом «чудом света». Он составляет в диаметре 42 метра и возвышается над землей на 119 метров. Чего стоило зодчим отважиться на подобное сооружение и довести его до конца? Чего это стоило малярам и каменщикам — карабкаться на такой высоте по бесконечным лестницам и делать свою работу, совершая акробатические трюки над пропастью; плотникам — застроить высоченные своды строительными лесами; строителям с лебедками — медленно втягивать наверх многотонные блоки? Теперь мы вряд ли сможем себе это представить. О красоте не стоит и говорить. Впрочем, как и о времени.

За годы, которые потребовались для завершения строительства собора святого Петра, произошло много значительных событий: тюрингский священник Мартин Лютер объявил войну папе, наемники Карла V в течение восьми дней грабили Рим и уничтожили несколько тысяч его жителей, Коперник изъял из центра мироздания Землю. Папа Пий V, опередив Великого инквизитора Рима, изгнал евреев из Папской области, отправил в ссылку сотни художников, которых подозревал в симпатиях к лютеранству, и приказал окончательно истребить гугенотов. А собор святого Петра тем временем рос все выше в небо.

Долго? Но что тогда значило время? Только в 1626 году, то есть через 113 лет после смерти Юлия и через 62 года после смерти Микеланджело, собор был наконец освящен. Жителям Страсбурга пришлось ждать завершения своего собора целых 263 года; кельнцы же после 312 лет строительства сделали паузу длиной в 282 года, прежде чем всего за 38 лет достроить наконец свой собор в 1880 году - спустя 632 года после закладки первого камня! Строительство, растянувшееся на столетия, в те времена не вызывало ни у кого ни удивления, ни нетерпения.

Всем было ясно, что храмы строятся не одним поколением ради далеких потомков и во славу Божию. А простые люди жили размеренно. Они знали, что родившись в бедности, в бедности и умрут, и больше всего страшились адских мук, ожидавших их, по утверждению церкви, за грешную жизнь на земле.

Именно в годы строительства собора святого Петра папа Юлий II с особым успехом использовал известный остроумный способ отпущения грехов. Церковь объявила о готовности не применять наказания за нарушения церковной дисциплины к тем, кто делал пожертвования на возведение храма: не карать их ни постом, ни паломничеством, ни штрафами, ни отлучением от церкви. И все были довольны: богатые, которые верили, что своим щедрым даром купили себе право грешить; бедные, отдававшие последние гроши, чтобы только избежать ужасов геенны огненной, расписывая которые, духовенство не жалело красок; продавцы индульгенций, отсчитывавшие себе щедрые комиссионные; да и сам папа - для него финансовая сторона дела была не менее важной, чем величайший в мире собор.

Хотя не каждый из знаменитых соборов замешан на столь болезненном тщеславии и самовластии, эти мотивы всегда играли немалую роль. Богатый город хотел похвастать грандиозным собором или отпраздновать военную победу. Как в городе Пальма на острове Мальорка, например, где в 1230 году Хайме I Арагонский, едва успев выгнать из города мавров, заложил первый камень величественного готического собора.

После завоевания острова Мальорки королем Хайме I Арагонским в городе Пальма на месте мавританской мечети в 1230 году началось строительство нового католического собора. И по сей день он поражает всех посетителей острова, прибывающих с моря, частоколом контрфорсов уникального южного фасада. В начале века известный каталонский архитектор Антонио Гауди участвовал в реставрации храма, унаследовавшего некоторые черты мавританского стиля и сохранившего изображение исламской звезды на большой витражной розетке.
После завоевания острова Мальорки королем Хайме I Арагонским в городе Пальма на месте мавританской мечети в 1230 году началось строительство нового католического собора. И по сей день он поражает всех посетителей острова, прибывающих с моря, частоколом контрфорсов уникального южного фасада. В начале века известный каталонский архитектор Антонио Гауди участвовал в реставрации храма, унаследовавшего некоторые черты мавританского стиля и сохранившего изображение исламской звезды на большой витражной розетке.

Или в Севилье, где исламу хотели противопоставить триумф христианской веры, - ибо в 1402 году, когда был заложен храм, границы мавританского королевства Гранада удалось отодвинуть больше чем на сто километров от богатого торгового города в королевстве Кастилия.

В течение полутора веков церковью для победоносных испанцев служила мечеть, оставленная маврами, когда их в 1248 году изгнали из города. Лишь в начале XV века началось возведение собора Санта Мария де ла Седе. Оно завершилось в 1506 году, и этот храм считается одним из крупнейших в Европе соборов эпохи средневековья. Его длина составляет 129 метров, а ширина - 75 метров. Столь внушительные размеры были призваны увековечить победу испанской короны над мусульманами и триумф христианской веры. Возвышающийся над собором причудливый шпиль - бывший минарет мечети мавров.
В течение полутора веков церковью для победоносных испанцев служила мечеть, оставленная маврами, когда их в 1248 году изгнали из города. Лишь в начале XV века началось возведение собора Санта Мария де ла Седе. Оно завершилось в 1506 году, и этот храм считается одним из крупнейших в Европе соборов эпохи средневековья. Его длина составляет 129 метров, а ширина - 75 метров. Столь внушительные размеры были призваны увековечить победу испанской короны над мусульманами и триумф христианской веры. Возвышающийся над собором причудливый шпиль - бывший минарет мечети мавров.

Собор святого Павла в Лондоне, последний из подлинно великих, тоже был призван увековечить триумф англиканской церкви над пуританами и возглавлявшим их Оливером Кромвелем спустя семнадцать лет после его смерти, а также победу жителей Лондона над великой чумой, свирепствовавшей в 1665 году, и над пожаром, который разрушил 13 тысяч домов и девяносто церквей.

Собор святого Павла строился под руководством архитектора Кристофера Рена с 1675 по 1708 год на месте первой лондонской церкви, уничтоженной большим пожаром 1666 года. Новый собор, соединив в себе черты классицизма и барокко, своей пышностью вполне соответствовал имперским амбициям Англии. Около трехсот скульптур собора напоминают о разных периодах национальной истории и ее героях. Рисунок на полу из разноцветного мрамора образует розу ветров, а прямо над ней возвышается огромный свод, уступающий по величине лишь куполу собора святого Петра в Риме.
Собор святого Павла строился под руководством архитектора Кристофера Рена с 1675 по 1708 год на месте первой лондонской церкви, уничтоженной большим пожаром 1666 года. Новый собор, соединив в себе черты классицизма и барокко, своей пышностью вполне соответствовал имперским амбициям Англии. Около трехсот скульптур собора напоминают о разных периодах национальной истории и ее героях. Рисунок на полу из разноцветного мрамора образует розу ветров, а прямо над ней возвышается огромный свод, уступающий по величине лишь куполу собора святого Петра в Риме.

Ныне в Европе другие времена, ее жители не страдают от деспотизма властей и чудовищного тщеславия бесчисленных диктаторов. Их не пугают геенной огненной, и они невероятно далеки от тех убогих, скрюченных ревматизмом, насмерть перепуганных людей, среди которых лишь немногие доживали до пятидесяти лет под постоянной угрозой чахотки, холеры и дизентерии. Но именно эти люди поднимали голову вверх и видели там Небесный Иерусалим, который велел им исполнять христианский долг, а взамен сулил надежду на лучшую участь после смерти.

И сегодня, с изумлением и восторгом скользя взглядом по величественным сводам, мы должны испытывать благодарность к тем, кто жил в ту мрачную эпоху, ибо они оставили нам нечто такое, чего мы сейчас создать не в состоянии. Вместе с тиранами, бедностью и чумой куда-то делся энтузиазм. Мы больше не видим цели и не знаем настоящего стиля. Сытые бюргеры не строят соборов…

А у нас есть и такое.. https://www.youtube.com/watch?v=ARx3yrAldwY&list=PLuHkA1wOjnxVEHAnx8_jMTB127Yuel6EV&index=11