Выпуск еженедельной рубрики #РСОсАннойГаркушей. Анна Гаркуша — известный эксперт в области обращения с отходами и руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «РазДельный Сбор».
Моя подруга за 7 лет жизни в новой квартире не купила ни одной тарелки и чашки. Нет, она ест не из кастрюли, она использует посуду, доставшуюся ей от мамы. Когда она это сказала, мне стало стыдно, потому что у меня на чердаке стоят коробки с родительскими сервизами. Пользоваться ими неудобно из-за золотой каемочки. Мы любители разогревать в микроволновке, такая посуда под нее не годится. Но даже если бы не было каемочки, там столько тарелок больших и маленьких, чашек мал мала меньше, что нам за две жизни не «потребить».
А еще у меня в закромах Родины есть хрустальные салатницы, штофы под спиртные напитки, гигантские заварочные чайники и тому подобная экзотика. Отдать кому-то жалко – память же о родителях. Но и использовать их на кухне тоже не с руки.
Да, я знаю, что посуду можно:
а) отдавать на благотворительность;
б) спокойно выбрасывать, т.к. посуда это инертный материал, не должна принести вред на полигоне;
в) находить ей новое применение, типа для творчества или ландшафтного дизайна.
Но когда я захожу в «посудный» магазин, вижу необыкновенно красивые новые коллекции, мне ведь хочется новые тарелки и чашки! И так до бесконечности, и думаю, что почти у всех.
Промышленность, производящая посуду, не может развиваться, если люди не будут покупать новые сервизы, кастрюли и сковороды. А если они будут покупать новое, то что делать со старым, с учетом того, что это пригодные к использованию предметы обихода? Думаю, что тут федеральным законом не обойтись, тут важно самим потребителям спрашивать себя «Действительно ли мне нужны эти новые чашки и тарелки? Действительно для шампанского необходимы отдельные фужеры?»
Ок. А если все-таки чашка разбилась? Куда ее сдать на переработку и перерабатывают ли ее вообще? К сожалению, пока похвастаться нечем. И не только в России, но в мире в целом. Мониторинг «зарубежных» сайтов обогатил меня знанием, что посудное стекло плавится при другой температуре, чем обычное тарное, и в зависимости от красителей и других добавок к каждому виду посудного стекла нужен свой технологический подход.
Керамическую посуду тоже невозможно переплавить, т.к. она не плавится. Некоторые предприятия, принимающие отходы кирпича и бетона, могут принять и керамику, но массово ее не собирают отдельным потоком. В основном предлагается к отходам посуды подходить творчески в прямом смысле слова: применять для художественной отделки внутри и снаружи домов.
В некоторых странах муниципалитеты и компании по обращению с отходами способствуют созданию «центров утилизации». В таких центрах много возможностей для местных сообществ что-то отдать, что-то обменять, что-то взять для своего мелкого бизнеса по апсайклингу. Отходы посуды предлагается относить в такие центры, там, где они есть.
У нас с вами пока все впереди. Мы можем, с одной стороны, отказаться от покупки новой посуды, если есть возможность пользоваться старой. Можем инициировать создание центров утилизации, можем попробовать новые виды творчества. Мне кажется, это уже немало.
2