Найти в Дзене
veraverunchik

Страх в кино. Стал психом из-за страха. Почему аудитория реагирует на страх?!

Оглавление
Источник фото: Кадр из сериала "Декстер"
Источник фото: Кадр из сериала "Декстер"

Фильмы о персонажах с ментальными особенностями априори транслирует страх. Во-первых, это может быть страх зрителя, смотрящего произведение и находящего в состоянии потрясения от саспенса или же сопереживающего герою и испытывающего страх за него, транслируя на себя его действия, поступки и эмоции.

Во-вторых, это может быть страх самого персонажа, который позволяет аудитории проанализировать его состояние и понять причины необычного поведения или же дать некую характеристику тем или иным поступкам.

Страх персонажа

«Райское озеро»

Дженни из фильма «Райское озеро» испытала огромный страх за то, что ее мужа убивают на ее руках. Эта эмоция спровоцировала выброс адреналина и повлияла на появление огромного количества сил, чтобы тащить на себе еще живого мужа и на время скрыться от преследователей.

Страх за свою собственную жизнь поспособствовал перерождению внутренних нравов и ценностей и стер границы между нормальным и ненормальным. Ее мужа пытали и поджигали подростки. Они же убили его, а позже пытали и преследовали ее саму. Дженни смогла спровоцировать свой организм на образование огромного количества сил, чтобы сбежать и скрываться в непроходимых условиях леса и в дальнейшем навредить детям, убить некоторых из банды. В данном случае мы сопереживаем ей, потому что дети куда беспощаднее, чем она.

«Мотель Бейтса»

В сериале «Мотель Бейтса» у Нормана Бейтса провалы в памяти и раздвоение личности. Первая личность – он сам, а вторая – это Норма, его мать.

Норман не помнит своих поступков, когда живет второй личностью. Она проявляется путем потери сознания. Однако все это началось еще в детстве, когда отец Нормана издевался и злоупотреблял его матерью. Чтобы справится со своим страхом и полученной травмой он периодически становился своей сильной матерью, которая могла решить все сложные ситуации, которые как-либо влияли и способствовали изменению настоящего Нормана. Вторая личность зачастую появляется, когда Норману страшно, когда необходима помощь, когда его нужно оградить от потенциальных девушек (убить их) или же оградить себя от собственного отца (убить его). В реальности у Нормана и его настоящей матери (не второй личности) были созависимые и ненормальные отношения. Они не могут жить друг без друга.

Зритель понимает всю сложность внутренней души Нормана и пытается пожалеть его и оправдать. Хотя как можно оправдать убийство?!

"Кроваво-красное небо"

В фильме «Кроваво-красное небо» главная героиня Надя со страшной и при этом загадочной болезнью, которая может превратить ее в монстра, полетела на самолете вместе с сыном в США для получения инновационного лечения.

Надя постоянно вводит себе лекарство, чтобы заболевание резко не начало прогрессировать и не начался процесс обращения. Однако террористы захватили их самолет, убили члена экипажа и поменяли курс полета. Надя испугалась за жизнь своего сына и этот страх стал двигателем ко спасению. Главная героиня позволила себе стать монстром, чтобы убить террористов. Также переживания за сына, чувство любви и страх того, что в облачении монстра она может навредить собственному ребенку, способствовали тому, что Надя смогла сдержать свое полное обращение в чудовище до уничтожения и обращения террористов в ей подобных существ и их частичной изоляции в грузовом отсеке самолёта до прилета в США.

Фрейд выделял страхи, которые вызывают чувство беспомощности. Это страхи перед внешними обстоятельствами или объектами. «Беспомощность представляет одно из самых неприятных для нас переживаний. Возникающее при этом стремление устранить чувство беспомощности может быть таким же элементарным, как при голоде или жажде»

Опасность собственного влечения

Следующий вид опасности – опасность со стороны собственного влечения.

«Если человек не научился в достаточной мере управляться с инстинктивными побуждениями, или инстинктивный импульс не ограничен ситуативными обстоятельствами, или же вследствие невротического нарушения развития вообще уже не может быть отреагирован, то тогда накопившаяся энергия этого стремления грозит одолеть человека. Это ощущение превосходства импульса, перед которым человек чувствует себя беспомощным, создает почву для появления страха… сам факт того, что человек может утратить контроль над собой, вызывает неприятное ощущение, чувство беспомощности, а в более тяжелых случаях– страх»

Рождение и создание антигероя зависти прежде всего от автора, актуальности и востребованности поднимаемой тематики в кинопроизведении и данного типа персонажа среди любителей киноискусства. Однако истоки зарождения и конструирования персонажа злодея, в дальнейшем переходящего в статус протагониста- антигероя, начинаются с наших детских страхов. Детский страх можно описать реакцией на некое негативное воздействие, дискомфортное ситуационное событие.

Источник фото: Кадр из к/ф "Страх" 2010г,  Энтони ДиБлази
Источник фото: Кадр из к/ф "Страх" 2010г, Энтони ДиБлази

«In our childhood, we also first meet real-life bad guys and learn that cruelty is an inescapable reality. These harsh lessons can come in the form of a classroom bully, a sadistic cousin, a teacher who seems to have it in for you, or a creepy stranger»
Лина Сегер в своей работе о скрытом смысле и создании подтекста говорит, что «детская травма может быть причиной поступков, реплик и реакций персонажа, которые кажутся ненормальными или заставляют заподозрить какую-то тайну»

Получается, создавая в наших произведениях и фильмах нечто плохое и злое, показывая зрителю опасность и ужасы из детства мы заставляем их чувствовать и сопереживать, переносить на себя страх и проблематики героя, подверженного этому страху. Неосознанно мы оправдываем, сочувствуем, испытываем тепло к этому персонажу и трансформируем его образ из обычного злодея в антигероя-протагониста. Именно поэтому антигерои, злодеи, являющиеся главными персонажами кинопроизведений Disney так популярны не только у детей, но и у зрелой аудитории. При этом многие из злодеев перешли из ранга антагонистов в ранг протагонистов, не потеряв свою сущность, оставшись антигероем. К таким персонажем можно отнести Малефисенту, Круэллу и многих других.

Ниже приведены примеры с рассматриваемыми персонажами у которых так или иначе прослеживается детский страх и он же является оправдательной характеристикой для зрителя, который начинает сопереживать персонажу истории.

Источник фото: @veraverunchk
Источник фото: @veraverunchk

Cтрах – эмоция, которую можно контролировать или же наоборот дать страху полностью поглотить тебя. Это важное замечание так как оно связано с конструированием образа антигероя, видах и способах транслирования определенной эмоции, которая впоследствии может стать основным триггером для появления страха. И соответственно важным аспектом является способы общения главного героя со своим страхом и основной причиной его появления.

«…эмоции возникают для того, чтобы подготовить нас к быстрым действиям в условиях событий, имеющих большое значение для нашей жизни»

Питер Пен

Интересен кейс, с героем детских сказок Питером Пеном, который является как героем, так и антигероем одновременно. Герой он для аудитории, которая смотрит про него фильмы и читает сказки, но является ли он героем на самом деле?

Источник фото: Кадр из м/ф "Питер Пен" 1952г, Клайд Джероними, Уилфред Джексон, Хэмильтон Ласки, Джек Кинни
Источник фото: Кадр из м/ф "Питер Пен" 1952г, Клайд Джероними, Уилфред Джексон, Хэмильтон Ласки, Джек Кинни

Подросток, парень или же просто мальчик без возраста, у которого нет родителей, который одинок и обидчив. Он похищает маленьких детей и борется с пиратами во главе с капитаном Крюком. Задача и значимость этого персонажа преподносится зрителю в качестве главного и волшебного персонажа произведения. Однако в некоторых адаптациях он является антагонистом девочки Венди, которая стремится вернуть своих братьев домой, к родителям.

Образ Питера стал трансмедийным и использовался не только в литературном произведении, но и в пьесах, экранизировался и упоминался в кинопроизведениях: «Питер Пен» 1924 года, «Питер Пен» 1987 года, «Капитан Крюк» 1991 года, «Питер Пен» 2003 года, «Пен: Путешествие в Нетландию» 2015 года, сериале «Неверленд» 2011 года, сериале «Однажды в сказке» 2011-2018гг., сериале «Я в рок-группе», мультфильме «Питер Пен» 1953 года, мультфильме «Питер Пен: Возвращение в Нетландию» 2002 года, мультфильме «Дом злодеев. Мышиный дом» 2001 года, аниме «Приключение Питера Пена» 1989 года, мультфильме «Питер Пен и пираты» 1990 года, мультфильме «Джейк и пираты Нитландии» 2011 года, а также во многих других проектах, видеоиграх, аудио постановках, музыкальных композициях, парках развлечений и во многом другом. Перечисленные выше проекты подтверждают востребованность данного образа.

Детские страхи под призмой ужасающего впечатления

При Конструировании антигероя с ментальными особенностями, некоторые создатели также опираются на детские страхи и ужасающие впечатления. Ведь большинство из них преследуют нас и во взрослом возрасте. На данном этапе многое зависит от автора, задача которого состоит в том, чтобы заставить зрителя достать из глубины своей души тот самый детский ужас и пронести его сквозь кинопроизведение, поняв чувства, состояние, мир и образ того или иного героя. Причем эти страхи могут не только отражаться, в сущности, персонажа, но и транслировать присущие ему характеристики, которые позволят оправдать сущность персонажа в глазах зрителя.

Декстер

Подобное прослеживается в сериале «Декстер». Главный герой Декстер Морган является обаятельным молодым человеком, который заботится о близких и работает судмедэкспертом по брызгам крови в полицейском управлении, но при этом является хладнокровным маньяком-убийцей без эмоций и чувств (социоофоб), который пытается сделать так, чтобы зло, которое из него исходит стремилось к нулю и было полезно обществу.

Декстер убивает только преступников и тех, кто в разы хуже него. Однако делает он это не только, для блага общества, но и для того, чтобы получить удовольствие от убийства плохого человека. Большинству людей Декстер известен, как «Мясник из Бэй-Харбор». В его образе, очевидно, присутствует ментальность и признаки психопатии, однако проанализировав данный образ есть некоторые более глубокие характеристики, которые это подтверждают. К ним относится социофобия, эгоцентризм, убежденность в собственной значимости и собственном величии, значимое обаяние, доминирование, потребность в контроле, сверханализирование своих поступков, самобичевание, склонность к обману и мошенничеству, манипулирование окружающими, отсутствие эмпатии, отсутствие каких-либо чувств, жесткость, тяга к искусному убийству.

«Меня зовут Декстер. Декстер Морган. Я не знаю, что сделало меня таким, но что бы это ни было оно оставило внутри меня... пустоту. Люди часто притворяются, я же делаю это постоянно и очень правдоподобно. Думаю, это моя ноша». В сериале постоянно поднимается вопрос о добре и зле, причем поднимается самим Декстером. Задавая себе подобные вопросы, он заставляет не только занимается самобичеванием, но и заставляет зрителя поверить в его спасение в их глазах, хотя на самом деле это невозможно. Декстер не отрицает своей причастности к преступлениям и что является не таким, как все, он в глубине души гордится собой, гордится тем, что может назвать себя «гением убийства»

Источник фото: Кадр из сериала "Декстер"
Источник фото: Кадр из сериала "Декстер"

Причины и следствия его нынешней жизни, нынешнего расстройства лежит глубоко внутри, в детстве главного героя. Создатели флешбэками демонстрируют взросление Декстера. В совсем маленьком возрасте он стал свидетелем убийства своей мамы в грузовом контейнере, которую жесточайшим способом порезали на кусочки. Он вместе со своим братом на протяжении двух дней просидел в запертом контейнере с расчлененным трупом матери, пока их не спасли. В дальнейшем взрослении авторы показывают его детские страхи с уже существующим пороком – отсутствие чувств. Он маленький и безобидный мальчик, который не понимает, что ему делать с самим собой, своим недостатком. Декстер боится сам себя, боится разочаровать отца, хотя сам не может чувствовать эмоции, не может любить. Он убивает беззащитное животное и не понимает, хорошо это или плохо, нравится ему это или нет. Создатели показывают нам, что он хочет научиться и боится допустить ошибку.

Темнота

Источник фото: Кадр из сериала "Интервью с вампиром" 1994г, Нил Джордан
Источник фото: Кадр из сериала "Интервью с вампиром" 1994г, Нил Джордан

Также многие дети бояться темноты и думают, что какое-то злобное чудовище может вылезти из-под их кроваток или открытого шкафа и сильно напугать или утащить. Трансформировать этот страх можно в различную нечисть, вампиров, оборотней и так далее. К подобным кинокартинам относятся фильм «Интервью с вампиром», фильм «Кроваво-красное небо», сериал «Древние», сериал «Наследие» и многие другие.

Подавление

К ужасающему трепету и страху могут относится ситуации, связанные с детскими травмами: оскорблениями, нападениями, травлей, подавлением и буллингом. Большинство даже не задумываются как это влияет на психологическое состояние человека уже во взрослом возрасте. Подобный тип страха прослеживается у главного антигероя протагониста Артура Флека в фильме «Джокер», ставший популярным и востребованным в 2019 году, что подтверждается рейтингами 8.4 IMDb, и 8 Кинопоиска.

«Хороший человек»

Страх из детства перед родителями, обиды, потери в раннем возрасте, разочарование, раннее взросление, избиения могут по-разному отразиться на взрослом человеке. Подобное прослеживается в картинах, которые посвящены маньякам, убийцам, социопатам. Примером кинопроизведения относится фильм «Хороший человек», где антагонист-антигерой Иван Крутихин запоминается не просто, как главный злодей, а как персонаж, которому немного сочувствуешь и хочешь понять.

Иван помогает в расследовании преступления и серии убийств, которые сам же и совершил. Авторы не сделали из него классического антагониста от которого веет только страх, ужас и ненависть. Они оправдали его поведение и поступки, показали зрителю, что может сделать с человеком детская травма и как родители мультипликаторы, снимающие порнографические материалы у себя дома при ребенке, способны поменять жизнь своего чада в худшую сторону.

«Дьявольское, высшее зло, неотличимо от высшего добра, и они являются ничем иным, как определением совершенного (этического) деяния. Иными словами, на уровне структуры этического акта различия между добром и злом нет. На этом уровне зло формально неотличимо от добра»

Интерес зрителя к страху обосновывается не только тем, что все мы или наши близкие сталкивались с подобным, но и тем, что мы хотим через чужой страх (близкий нам по духу) приоткрыть завесу «ненормального» и «отвратительного». Мы хотим сопереживать герою, но при этом погружать его в самые грязные и самые невообразимые обстоятельства.

Источник фото: Кадр из к/ф "Джокер" 2019г, Тодд Филлипс
Источник фото: Кадр из к/ф "Джокер" 2019г, Тодд Филлипс