Способы воздействия психопатов
В предыдущих статьях мы уже говорили о рождении антигероя и феномене "психопат" в современном кинематографе. Однако интересна конструкция антигероя или антигероя-протагониста, связанная с его воздействием на других персонажей и зрителей.
Психопаты обладают своими рычагами давления на жертву или какого-либо оппонента, которые хорошо прослеживаются в кинематографе. Не во всех кинокартинах присутствует явное подавление и воздействие антигероя на различных персонажей. Однако существует множество ярких и изящных способов, в зависимости от жанра кинопроизведения, основной идеи и личности антигероя, позволяющих некоторым главным героям достичь свою цель. Рассмотрев значительный пласт антигероев-протагонистов с ментальными особенностями я выделяю следующие критерии:
1. Жалость от жертвы, обворожительная внешность
Чаще всего подобная характеристика влияет на женскую психику, когда преступник очаровывает ее своей манерой поведения, интеллигентностью, внешностью и после этого жертва сама идет в руки преступника. Антигерой давит на чувства одиночества, отчаяние, безысходности, тем самым становясь неким светом для эксплуатируемого объекта.
Подобный прием используется в фильме «Красивый, плохой, злой», где главный герой Теодор Банди очаровывал девушек своей внешностью, а после жесточайшим образом убивал.
Еще одним примером является сериал «Ты», когда главный персонаж Джо Голдберг начинает слежку за своей потенциальной девушкой Бэк и очаровывает ее свой интеллектуальной подкованностью в области литературы. Из монолога самого Джо у себя в голове становится очевидно, что его симпатия — это одержимое влечение «объятом любви», которое с каждой минутой превращается в паранойю, реальную патологию и в стремление к полному управлению своей девушкой, хотя сам искренне верит, что поможет ей во всем, от всего оградит и будет любить до конца жизни.
Также именно он давит на комплексы подруги Бэк Пич, используя ее страхи преследования, некую паранойю и действительной одержимостью Бэк. Это делает ее противником для Джо. Он начинает пытаться вывести ее из игры, в какой-то степени играться и манипулировать ей, он демонстрирует Бэк, какая она становится психически не стабильная и как сильно он ее жалеет, тем самым в глазах своей девушке его уровень привлекательности и заботы о ней в разы увеличивается.
2. Подавление интеллектом.
Антигерой выступает в роли психолога, демонстрируя тем самым свой ум и интеллектуальные способности. Персонажи данного типа проникают в сознание своей жертвы или оппонента и давят, и выявляют ее слабые точки. Делают это они с различными целями и разными способами (интеллектуально, иронично, эксцентрично). Причиной использование данного метода может быть множество, как скрытие способа преступления, так и помощь в раскрытие преступления (детективы), выявлении необходимой информации.
Подобный прием использует Ганнибал Лектер в сериале «Ганнибал». Когда доктор Лектер консультирует детективов в расследование своих же преступлений, полностью проникая в сознание Уилла Грэма и искусно им манипулируя.
Аналогичный способ применяет Ганнибал Лектер в произведении «Молчание ягнят». При разговоре Ганнибала с агентом Старлинг он моментально считывает все ее комплексы, все ее мысли и мировоззрение. Доктор Лекткр за несколько минут понимает, что она биться опозориться в глазах начальства и при этом бояться быть не такой, как все.
3. Потребности
Данный пункт подразумевает потребности, которые антигерой испытывает и хочет взять у своего оппонента. Это может быть, как потребность в любви, потребность в материальном, потребность в крови, если это вампир и так далее. Часто в мелодраматичных историях этот вопрос довольно завуалируется любовной линией, однако факт потребности при этом никуда не исчезает.
К примеру, вампир Стефан из сериала «Дневники вампира» всячески стареется оградить свою девушку Елену от себя, от подобного образа жизни, от смертей, от своего жестокого брата, от вампиров и так далее, но внутренняя тяга и причины быть вместе приводят к тому, что она вопреки всему следует за ним, спасает его, рискует жизнью, делится своей кровью, попадает в неблагоприятные приключения, даже теряет близких. Большинство из этого из-за него. В дальнейшем Елена и вовсе превращается в вампира. Да, любовная линия абстрагирует зрителя от эгоистичных моментов и потребностей, связанных с кровью и страданиями, но все-таки потребность Стефана в Елене очевидна.