Реставра́ция (лат. restauratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства.
Нудноватое определение, но верное. Курительная трубка ведь - тоже памятник материальной культуры, да ещё какой! Изучая возраст или происхождение конкретного экземпляра погружаешься не то что в историю - аж в мифологию, хочешь ты того или нет. Освежаешь исторические вехи в памяти, проводишь параллели и сопоставляешь события, раскидываешь лопатой комья информации, добывая одну-единственную крупинку полезной для твоего случая. Интересно, одним словом.
А ещё ведь трубка - это предмет индивидуального пользования. И вполне может являться памятником конкретному человеку, особенно, если знал его лично или вы родственники. Так что этой трубке, безусловно, необходим “комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений”. Надеюсь, вы её не забыли?
Коротко о проблемах: царапины, коцки, грязь снаружи, мощная забоина на чаше, угольная шахта в камере, подзакисший мундштук и неухоженный внешний вид, хотя бабка хорохорится и очень неплохо держится.
Добавьте сюда весьма почтенный возраст трубки (все подробности здесь), моё трепетное отношение к марке Comoy's и картина маслом готова, можно начинать с трясущимися от волнения руками.
Сначала - камера сгорания. Размочил нагар в патентованной контрабанде с ароматом лондонского тумана и предельно осторожно, обращаясь как с тухлым яйцом, механически вычистил нагар. Уже показывал на канале, но повторю. Это достойно того, чтоб увидеть дважды.
Если собрать все эстейтовые трубки Европы и вычистить из них нагар, вполне можно набрать угля, чтоб пережить суровую европейскую зиму. Впрочем, не буду им подсказывать.
Несмотря на то, что камера трубки - очевидный филиал Рурского угольного бассейна в миниатюре, её стенки и дно вполне себе жизнеспособны. Я счистил нагар до дерева, прогаров нет, особенных подпалов тоже - так, следы лёгких трещинок от перегрева, которые закурятся со временем, и трубка запросто прослужит ещё сотню лет при правильном обращении с ней.
Далее необходимо убрать забоину с чаши, не потеряв геометрию трубки. Шваркаем наждачкой и ежеминутно сверяемся с протоколом.
Пока отдыхаешь, принеси-ка два ведра воды - стандарт дачного сезона. Поэтому с мундштуком разбирался в плане отдыха. На нём мелкие зубки, не самая ядовитая зелень, не очень много смолы внутри, но запах серы при работе с ним стоял такой, что пришлось проветривать, а то ещё на меня подумают. Старый эбонит - он как старый пердун, знаете ли.
Я зачищал тонкими абразивами стаммель, и на мгновение клеймо на кольце действительно явило голову леопарда. Появились три крохотные точечки на уровне кошачьих глаз и носа, слегка обозначилась линия пасти. Так что теперь я железобетонно уверен: это лондонское клеймо 1916 года.
Камера высверлена несимметрично - края имеют разную толщину. Хотя такой выглянд камере, как правило, придаёт неосторожная многолетняя чистка нагара трубочным ножом, я подозреваю именно изначальную сверловку чаши, поскольку относительно дымканала внутренний диаметр камеры симметричен. Зачем Комою понадобился этот диссонанс, я не знаю. Наверняка, предыдущим вечером день рождения Анри Камюа отмечали, джина перебрали, тёмным элем залакировали, а утром на работу - чаши трубкам сверлить. Но поскольку сам именинник тоже вечером лихо отплясывал на столе тирольскую полечку, утром, кроме "Новотёрской", его ничего не интересовало - ну и вот.
Конечно, убрать эту асимметрию мне несложно, но вдруг это фича, а не баг? И я не тюнингую, а реставрирую, максимально сохраняя то, что вижу перед собой. Пока оставлю, тем более, на езду особо не влияет, но вопрос нужно прояснить.
Конечный результат перед вами, господа. Примерно так эта мадам и выглядела, лёжа на витринах лондонских трубочных магазинов, когда ещё была девушкой цвета коньяка.
Одной из ранних фишек Комой были трубки, бриар на которых имел все возможные от природы виды рисунка: и глазки, и грейнсы - полный кросс-грейн и ещё чего-нибудь на сдачу. Объясняется это тем, что мануфактура стремилась показать на своих трубках всё, на что способен бриар, рекламируя его таким образом.
Но знаете, самое интересное в этой трубке - даже не её возраст и не то, что она Comoy’s. Интересен её размер. Сюрприз? Сюрприз. Да здравствует сюрприз!
Она совсем малышка, но её курение вполне можно растянуть минут на 25-30. Совершенно невесома, длина - 11 см, высота чаши - 3,5 см, и всё же, несмотря на миниатюрность, женской или, прости Господи, детской она не смотрится. Просто такой вот суб-компакт. Ну и вспомните, сколько угля стране выдала эта мелочь. Потому-то я и волновался о камере, стеночки там тоненькие, всё настолько нежно, что моими лапищами можно и раздавить ненароком. Как по мне, так этот форм-фактор только добавляет ей раритетности, поскольку раньше я подобные трубки встречал буквально 3-4 раза. Но, может, это именно мне не попадались просто.
Тем не менее, очень любопытно будет «… в дальнейшем открыть её новые, неизвестные ранее свойства».
А вот с этим парнем пока не разобрался. Но я никуда не тороплюсь.
#diy #курительныетрубки #реставрация #англия #история #антиквариат