Найти в Дзене

Татарские кони. Часть 2.

Звенят-звенят тетивы,
Стрела глаз юный пьет.
И из руки ретивой
Летит-свистит копье. И конь, чья ярь испытана,
Грозит врагу копытами.
Свирепооки кони,
И кто-то, кто-то стонет. И верная подруга
Бросается в траву.
Разрезала подпругу,
Вонзила нож врагу. Разрежет жилы коням,
Хохочет и смеется.
То жалом сзади гонит,
В траву, как сон, прольется. Земля в ней жалом жалится,
Таится и зыбит. Велимир Хлебников. Скифское (1908) Татарское войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного татарского всадника были лук, копье, сабля и щит. Главными особенностями военной стратегии у татар была, внезапность проникновения кавалерийских эскадронов в глубокий тыл противника, сеяние паники и хаоса, опустошить вражескую территорию, разрушить все коммуникационные связи и ударить в тыл защитникам границы, а затем, если надо, уйти по возможности без потерь. Основная тактика татар состояла в изматывании противника и в неожиданных налетах. Татары стремились атаковать противн
Татарский иноходец. Фото из интернета.
Татарский иноходец. Фото из интернета.

Звенят-звенят тетивы,
Стрела глаз юный пьет.
И из руки ретивой
Летит-свистит копье.

И конь, чья ярь испытана,
Грозит врагу копытами.
Свирепооки кони,
И кто-то, кто-то стонет.

И верная подруга
Бросается в траву.
Разрезала подпругу,
Вонзила нож врагу.

Разрежет жилы коням,
Хохочет и смеется.
То жалом сзади гонит,
В траву, как сон, прольется.

Земля в ней жалом жалится,
Таится и зыбит.

Велимир Хлебников. Скифское (1908)

Татарское войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного татарского всадника были лук, копье, сабля и щит. Главными особенностями военной стратегии у татар была, внезапность проникновения кавалерийских эскадронов в глубокий тыл противника, сеяние паники и хаоса, опустошить вражескую территорию, разрушить все коммуникационные связи и ударить в тыл защитникам границы, а затем, если надо, уйти по возможности без потерь. Основная тактика татар состояла в изматывании противника и в неожиданных налетах. Татары стремились атаковать противника кавалерийской лавой, когда тот уже дрогнул, нарушил построение и начинал отступать. В этот момент можно было решительной атакой ускорить победу, нанести врагу сокрушительное поражение. Татары, если побеждали, то дружно рубили врага, но если противник побеждал их, то они не считали позором отступать рассеявшись. Одно из главных достоинств татарского воина – меткость при стрельбе из лука. Наилучшее мастерство конного лучника считалось не только на скаку стрелять вперед, но и отпустив вожжи повернувшись назад метко стрелять по врагу. Это было обычной, традиционной частью тактики татар заманивать врага в засаду. Враг, предполагая, что татары убегают, пытался добить их и попадал в засаду. Татары при отступлении (будто бы при бегстве) разворачивались на седле и успевали метко поражать стрелами противника, нанося им урон ещё до засады. Воин должен был уметь не только метко стрелять, но и искусно избегать стрел, то привставая на стременах, то притворно падая навзничь. Причем конь также должен был увертываться от стрел, делая прыжки и прочее. Боевого коня обучали врезаться в строй врага и топтать пеших воинов. Не будь таких коней под седлами кочевников Атиллы и Чингисхана, вряд ли мы знали что-либо о “потрясателях Вселенной”.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто принимал китайскую культуру), владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина это “был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой китайской стены”. Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее чжурчженьским государям. И Чингисхан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок, Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурханом (зятем Чингисхана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках, вошедших в ближайшее окружение, он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингисхана, подарил ему сотни тысяч татарских коней. Батый хан в 1236 году сидя на татарских (онгутских) лошадях возглавил Западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. Два тюменя ( 20 тысяч воинов со своими семьями) чжурчженей (маньчжуров) и большая часть татар онгутов расселились в Булгарии, Прикамье, Приуралье. Другая часть татар онгутов была переселена в современные оренбургские и северно-казахстанские степи. В последствии, онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику. Татары онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они, составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падных степях. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем стал гербом Казани. Вместе с татарами онгутами в Поволжье и в Западном современном Казахстане поселились в большом количестве и татарские кони.

Татарский воин. Фото из интернета.
Татарский воин. Фото из интернета.

Величие и могущество татар было в том, что они были лучниками на коне. Техническое оружие, которое дало им большое преимущество над оседлыми людьми, было невероятно подвижная кавалерия опытных лучников. Китайцы, персы тоже не пренебрегали этим оружием. С третьего века до н. э. китайцы приспособили свою одежду для верховой езды и в войне применяли кавалерию. И Персия со времен парфян знала цену дождя стрел, доставляемого вихрем отступающих конников. Однако китайцы, персы, русские, поляки или венгры никогда не смогли сравняться с татарами и монголами в этой области. Обученный с детства ездить на коне галопом через обширное раздолье степи, привыкший к терпеливому выслеживанию добычи и ко всем уловкам охоты, от которой зависела его пища, то есть его жизнь, он был непобедим. Кочевники старались по возможности не вступать в прямые столкновения даже будучи внезапно атакованными. Они могли исчезнуть, появиться вновь, преследовать врага, не опасаясь быть схваченными самим, гнать противника, утомить его и, наконец, свалить обессиленного, подобно поставленной игре. Уловки этой подвижной и внезапной кавалерии развивали коллективный интеллект, обуславливающее и технологичное превосходство кочевников. Веками продолжавшееся положение вдруг переменилось в 17 веке н. э. Появилась артиллерия. В 1696 году император Шэнь-чжу лично возглавил китайское войско, оснащенное артиллерией запад­ного образца, и в решающем сражении возле г. Урги (Улан-Батор) он разгромил монгольское войско. Впервые и навсегда военная техника изменила лагеря. В течение нескольких часов традиционное превосходство кочевника ушло в прошлое.

Татары были вышиблены из седла после взятия Казани московскими войсками Ивана Грозного в 1552 году. И с того периода татары живут в обозе истории. До революции татарских коней называли еще и ногайскими. В одном источнике говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего весьма удобны для работы. Овес принимают мало… Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней … ”. Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. ( Книга о лошади, том III. Госиздат сельхозлитература. Москва. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли только несколько километров. Но на высоком коне, боярин показывал свое верховенство. Дворяне скакали на низкорослых юрких татарских конях.

Русские крестьяне предпочитали покупать татарских коней, так как они потребляли мало корма. В день 1-2 кг овса и несколько кг сена, шерсть у них твердая и поэтому они редко болеют. На татарских конях можно скакать верхом или запрягать в телегу. В малом крестьянском хозяйстве, нет надобности, таскать большие грузы. Высокие лошади в день потребляют 5-6 кг овса и соответственно много сена. Начиная с Петра I в Россию стали завозить высокие европейских лошадей. В государственном масштабе строились конезаводы. Европейских лошадей использовали в основном на рудниках, заводах и фабриках, для были нужны тяги тяжелых грузов. Но крестьяне их редко приобретали, предпочитая иметь татарских коней. До революции общепринято было этих коней называть татарскими конями.

Автор: Безертинов Рафаэль. г. Казань. 2012 г.

Источник: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНГРИ

Научное исследование тенгрианства – открытого мировоззрения народов Евразии

Подписывайтесь на мой канал, если с чем-то не согласны, поговорим аргументированно.