Дисклеймер: Результаты отчета «Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022», включавшие в том числе вопросы об эмиграционных настроениях школьников, были размещены на сайте Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Однако днем 15 сентября институт опубликовал заявление своего директора Натальи Агре, которая сообщила, что СМИ опубликовали материалы по «фейковому» отчету, информация в котором — «фейк» и «не соответствует действительности». Отчет по прежней ссылке больше недоступен, но сохранилась его копия в Google, она также есть у Forbes. Forbes направил запрос в пресс-центр института.
Вопрос эмиграции волнует значительную часть российских школьников: 52% респондентов заявили, что хотели бы уехать по возможности за границу, говорится в аналитическом отчете Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования «Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022». На публикацию обратили внимание «Ведомости».
Доля школьников, желающих уехать, снизилась на восемь процентных пунктов в сравнении с 2021 годом, при этом доля твердо отвергающих такой вариант не изменилась (35%): с 5% до 13% увеличилось число затруднившихся с ответом. Среди людей 19-35 лет уехать из России хотели бы 37%, а точно не желают — 53%.
Большая часть учащихся (53%) хотели бы посмотреть другие страны и потом вернуться в Россию, но каждый десятый (11%) настроен на окончательный переезд из страны. Как показало качественное исследование, среди школьников в целом преобладает позиция недовольства руководством страны и мнение, что «за границей жить лучше, чем в России». «Общая позиция недовольства руководством страны и неблагополучия экономической ситуации в России транслирует мнение окружающих, в частности родителей», — говорится в исследовании. На фоне «специальной военной операции»* на Украине желание покинуть Россию стало менее выраженным и среди школьников, и среди молодежи 19-35 лет, констатировал институт.
68% учащихся считают себя патриотами — эта доля за год увеличилась на 11%, показало исследование. На три процентных пункта больше стало затруднившихся с ответом (10%). Чем старше представители молодежи, тем более патриотично они настроены: в категории 19-35 лет доля называющих себя патриотами — 78%. Как утверждает институт, молодежь говорит о необходимости поддерживать и развивать традиционные духовно-нравственные ценности, но эти слова носят «скорее декларативный характер, нежели отражают реальную ситуацию». Понятие «традиционные ценности» для многих — своего рода речевое клише, а не реальная жизненная установка, говорится в исследовании.
Количественное исследование проводилось методом онлайн-опроса во всех субъектах России. Среди учащихся приняли участие 78 824 человека, среди людей 19-35 лет — 11 223 человека.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.