На первый взгляд кажется, что перемены устроены во всех школах одинаково. Однако, это не так — перемены проходят по всему миру совершенно по-разному. Давайте заглянем на перемены в некоторые страны.
Китай
В Китае школьные перемены традиционно структурированы под групповые занятия. Из-за того, что Китай имеет один из самых высоких показателей близорукости в мире, в школах с 1963 года в обязательном порядке введены перерывы на гимнастику для глаз. Исследование 2015 года, опубликованное в журнале BMC Ophthalmology, показало, что у детей, которые в течение дня получали два дополнительных 20-минутных перерыва на игры на свежем воздухе, был меньший риск близорукости.
В последние годы все больше китайских школ вводят еще и неструктурированные перемены, то есть, перемены со свободной игрой, которые нравятся детям. Они играют в такие игры как догоняшки, стенка на стенку, кошки-мышки и т.п.
В некоторых китайских школах введена еще и практика дневного сна, обычно после обеда, причем спят не только младшие классы, но и подростки. Перемены по 10 минут идут после каждых 40 минут обучения.
Англия
В Англии у большинства детей начальной школы есть 15-минутный перерыв утром и 60-минутная перемена в обеденный перерыв, плюс небольшие перерывы между уроками. Но учителя могут отменять перерывы в качестве наказания. Примерно в половине начальных школ Англии дети могут руководить своей игрой сами, персонал контролирует безопасность их игр на расстоянии, вмешиваясь в исключительном случае.
Финляндия
В Финляндии дети играют и исследуют пространство вокруг самостоятельно: лазают по деревьям, что-то строят и пилят с помощью настоящих инструментов, возятся в грязи. У детей начальной школы после каждого урока есть 15-минутный перерыв в сочетании с ежедневным уроком этики, который поддерживает позитивное поведение, и дети затем практикуют это поведение на игровой площадке. Дети проводят перемены преимущественно на улице.
Проводить перемены на улице, в зеленой зоне - с деревьями и травой - очень важно, считают финны. Это не то же самое, что 10 минут на асфальте с высокими заборами, без зелени, когда попросту не с чем играть. Сплошной асфальт на школьном дворе угнетает, повышается внутренняя агрессия у детей, становится много издевательств, много драк, много негативных выражений, даже если ученики физически активны. После таких перемен дети возвращаются в класс не готовыми учиться лучше. Поэтому финны сделали правильные выводы и превратили пространство вокруг школ в зеленые зоны.
Американские школы, которые изучили финскую модель образования и внедрили ее, включая структурный подход к переменам, сообщили о снижении уровня стресса и беспокойства среди учащихся на 70%, о снижении негативного поведения на 40%, и о более высоких показателях по математике и чтению, чем в контрольных школах, в которых финская модель не внедрялась.
Индия
В центрах индийских городов недвижимость слишком дорога, чтобы выделять место для отдыха. Поэтому дети часто сидят взаперти на уроках. Возможно, единственный перерыв, который у них есть, — это обед. Сельским детям повезло больше и с переменами, и с местом под них – они выходят на улицу, чтобы поиграть и отдохнуть от уроков. Но у большинства индийских школьников все же один перерыв в день. Местный Национальный совет по образованию и обучению прекрасно понимает, что этого мало, и начал реформировать свою систему обучения, в некоторых штатах есть школы с двумя переменами.
Уганда
В Уганде школьный день один из самых длинных в мире. Дети проводят в школе по 8-9 часов, но при этом у них много времени на отдых: утром - полчаса на игры, в обед – час свободной игры, после обеда еще полтора часа на танцы, игры, спорт...
А как проходят перемены в школе ваших детей?
Ксения Рудич