Заголовок статьи объясняется тем, что в 1993 году Тимур Бекмамбетов уже снимал фильм о событиях в Бадабере. Свой «шедевр» он назвал «Пешаварский вальс». По ссылке можно почитать, что я думаю об этом фильме. Кратко – это плевок на память тех героев, которые там погибли, и одновременно – поцелуй американцам ниже пояса. И это никуда не годится.
И вот, в 2018 году режиссёр Кирилл Белевич, известный российскому зрителю, в частности, своим фильмом «Мы из будущего», представил на зрительский суд четырёхсерийный минисериал «Крепость Бадабер».
Меня сразу смутил сериальный формат, потому что он подразумевает всяческую лишнюю «воду», которой наполняют фильм для достижения требуемого хронометража. А ведь тема совсем не та, чтобы на ней паразитировать.
Опасения мои оправдались, но только отчасти. Да, фильм начинается глупо: обросший мужик возглавляет банду из десятилетних детей и вместе с ними ворует из соседского сада… нет, не мандарины.
Думаю, все уже догадались, что они крадут у толстой сторожихи, читающей жёлтые страницы журнала «Крокодил», которому, навскидку, лет пятьдесят, фрукты, ставшие мемом местного значения на нашем канале – яблоки.
Оказывается, этот хулиган – капитан ГРУ Юрий Никитин. Он отстранён от дел за излишнюю инициативность, поэтому на досуге обучает местных детей воровать.
Нашим военным становится известно, что недалеко от границы с Афганистаном, на территории Пакистана размещён лагерь в крепости Бадабер, где американские инструкторы готовят боевиков-террористов, и откуда эти террористы совершают регулярные вылазки на территорию Афганистана. Поэтому принимается решение – разведать, как оно там и что.
Естественно, это под силу единственному человеку – Юрию Рэмбовичу Никитину. Остальные несколько десятков миллионов советских граждан ему и в подмётки не годятся.
И вот генерал Траутман (или как того полковника из «Рэмбо» звали), прибывает на дачу к супермэну, чтобы убедить его, что он нужен стране. Очень свежий сюжет, привет сценаристу.
Причём, генерал произносит аббревиатуру «ГРУ» не как «гэрэу», а… «гру». Ну, как актёр в сценарии прочитал, так и произнёс. Типа немецких автоматов «эмэр сорок» в одном из сериальчиков. И это ещё один недостаток сериалов – дешевизна. Как сняли, пусть так и будет – не переснимать же.
Следующий недостаток сериалов – это сериальные актёры. Жену Николаева играет Светлана Иванова.
Ну, та самая, суперстерва из «Разведчиц». После означенного сериала я не могу её воспринимать всерьёз. Возможно, это субъективно, но я пишу, как оно есть.
И следующие две серии зритель, нетерпеливо ожидающий кадров восстания и подвига наших заключённых, будет лицезреть, как Суперниколаев готовится к операции, проникает на территорию Пакистана и разведывает обстановку. Нельзя сказать, что это скучное зрелище, но я вас предупредил.
В саму крепость наш супермэн попадает только в начале третьей серии, причём добровольно, чтобы выручить наших бойцов, находящихся в плену. Причём, сидя в зиндане и не имея никаких конкретных планов, Юрий невозмутим, как сказочный петушок с жерновками. Он заявляет, что завтра, во столько-то, мы сбежим. Даже ещё не зная, поддержат ли его пленные вообще.
В общем, как он говорит, так и получается. Но перед этим он организует футбольный матч между заключёнными и душманами. Этот матч нужен сценаристу и режиссёру, чтобы вселить уверенность в наших пленных, но лично мне кажется, что это шляпа какая-то. Менталитет бармалеев всё-таки не заточен под товарищеские футбольные матчи с заключёнными. Это ведь даже не немцы. Не знаю, но мне сцена с матчем показалась дико неестественной и неправдоподобной.
И вот Юрий и ещё девять человек перебили всю охрану. Точной информации о том, сколько восставших было в действительности нет, но их было явно побольше, чем десять.
Чем «Крепость Бадабер» выгодно отличается от «Пешаварского вальса»? Здесь советские пленные не безмозглая биомасса, а измученные, но не потерявшие достоинства люди. И никаких советских вертолётов, расстреливающих ракетами восставших вместе с лагерем, в новом фильме нет. Просто из-за сложностей дипломатии нашим не удалось прийти на помощь восставшим соотечественникам. Это терпеливо и доходчиво разъясняется зрителям. Для того, чтобы «разжевать» данный вопрос зрителям максимально доступно, в сюжет вводится генеральский сын, томящийся в плену – мол, даже генерал не мог ничего сделать для спасения своего сына.
Нехорошего генерала-бюрократа авторы зачем-то сделали двойником Чубайса.
Американских инструкторов, для избежания международного скандала, наши герои отпускают, и те удирают из крепости.
Думаю, фильм слишком рано вышел на экраны. Пора бы уже снимать о том, как наши долбят янки в хвост и в гриву, всё равно неизвестно, что там происходило на самом деле. А четыре года назад мы ещё миндальничали, боясь ненароком обидеть наших западных «партнёров». Они же не церемонятся с русскими в своих фильмах?
И, тем не менее, данный сериал я рекомендую к просмотру. Хотелось бы, конечно, чтобы все мои замечания были устранены, в частности, для создания идеального фильма кальку с «Рэмбо» нужно порвать и выбросить. Супермэн в этом фильме – лишний.
Оценку поставлю – 7 из 10, фильм вызывает правильные эмоции, а это немаловажно.
Смотри и учись, Бекмамбетов, где бы ты ни был и куда бы ты не сбежал с корабля.
Не забывайте нажать "палец вверх" под обзором!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Год назад на канале:
«Турист» (2021): самый нетолерантный фильм года
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Крепость Бадабер» (2018).
#кино #галопом по кино