Найти тему

Ученик Шишкина - художник Андрей Шильдер. Почему мы так мало знаем о нем?

Андрей Шильдер - прекрасный художник, который почему-то оказался почти забытым в своей стране. Почему так случилось, ведь его картины невероятно красивы? Увидев их, очень хочется больше узнать об этом человеке.

Парк. Курская картинная галерея. холст, масло Размеры: 150 х 108см
Парк. Курская картинная галерея. холст, масло Размеры: 150 х 108см
«Овраг», 1915 Ставропольский краевой музей изобразительных искусств,
«Овраг», 1915 Ставропольский краевой музей изобразительных искусств,

Удивительно, но человек, который написал эти картины не имел художественного образования. Возможно, кто-то скажет, сыграли свою роль гены - отец художника - Николай Густавович Шильдер, был очень известным и востребованным художником. Он занимал особое место в истории нашей живописи, ведь с картины Шильдера-отца «Искушение» началась коллекция Павла Третьякова.

Искушение.
Искушение.

Это была первая картина в его собрании, которое впоследствии превратится во всемирно известную сокровищницу русской живописи...

Однажды Шильдер- отец подарил мальчику несколько эстампов знаменитого швейцарского художника и талантливого графика Александра Калама. Эти рисунки так увлекли мальчика, что он занялся пейзажем. С этого времени Андрей Шильдер видел себя в будущем только художником. Ему тогда было четырнадцать лет. В те времена, не имея специального образования добиться упеха, признания публики и профессионалов было практически невозможно. Но его учителем был сам Шишкин. Уже в то время Шишкин был очень известным, признанным мастером своего дела. Однажды, увидев работы юного Шильдера, Шишкин расхвалил юного художника и пригласил его к себе в мастерскую для занятий. Андрей Шильдер ежедневно посещал мастерскую Шишкина и стал его учеником. В 1879 году они посещали Крым, а через четыре года - Беловежскую пущу.

«Беловежская пуща», 1892 год, Холст, масло. 58 x 89 см, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
«Беловежская пуща», 1892 год, Холст, масло. 58 x 89 см, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
«В лесу», 1900-е годs, Холст, масло. 71 x 49 см, Частное собрание
«В лесу», 1900-е годs, Холст, масло. 71 x 49 см, Частное собрание

Оба художники привезли из этих творческих путешествий много прекрасных картин. Вообще Шишкин оказал очень большое влияние на его жизнь и творчество.

«Осенний лес», 1892 год, холст, масло, 106 x 112 см, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
«Осенний лес», 1892 год, холст, масло, 106 x 112 см, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
«Пчельник», 1894 год, Холст, масло. 33.5 x 53.5 см, Нижегородский художественный музей
«Пчельник», 1894 год, Холст, масло. 33.5 x 53.5 см, Нижегородский художественный музей

Стиль его живописи во многом схож с манерой письма самого Шишкина. Андрей Шильдер стал очень востребованным пейзажистом. Он уже зачастую не выезжал на натуру, писал картины очень быстро и в большом количестве, благо покупатели были. Конечно, это не могло не сказаться на качестве картин. Художник это и сам понимал. Например, он часто сам отмечал, что его цвета на картинах оставляют желать лучшего.

«Березовый лес», 1908 год, Холст, масло 110 х 143 см, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
«Березовый лес», 1908 год, Холст, масло 110 х 143 см, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Он называл себя придворным поставщиком её величества буржуазии, получал от нее деньги и должен работать и угождать ей - так с горечью говорил художник. Несмотря на отсутствие специального художественного образования, был отмечен высоким званием академика живописи.

«Далекий горизонт». 1883 год, холст, масло, собрание Академии
«Далекий горизонт». 1883 год, холст, масло, собрание Академии

Особенно популярными были картины с лесными мотивами. Он зачастую превращал написанные этюды в полноценные картины, меняя пейзаж до неузнаваемости. Некоторые его картины отличаются какой-то теплотой, особой мягкостью, лиризмом и эмоциональностью. В них очень естественно биение солнечного света через листву или блеск снега в морозный день. Эта простота и естественность сделали художника одним из самых востребованных художников того времени в России.

«Степь», 1912 год, холст, масло, частное собрание
«Степь», 1912 год, холст, масло, частное собрание
«Лесной пейзаж». 1890 год, холст, масло, Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
«Лесной пейзаж». 1890 год, холст, масло, Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Но денег катастрофически не хватало. Он оказался очень непрактичным в жизни, при этом на себя практически ничего не тратил. Он был очень добрым человеком и не мог отказать домочадцам, друзьям и коллегам. сам же Андрей Николаевич никогда за материальной помощью не обращался. Он часто попадал в руки ростовщиков и всегда тяготился своими долгами. Этот страх навсегда остался с ним. Он жил с постоянной угрозой взысканий, наложения ареста и распродажи имущества. Конечно, это не могло не повлиять на психику художника.

Но еще одна тайна тяготила худодника с самой юности. В молодости он на охоте выстрелил в своего родного брата, который от смертельного ранения скончался. Несколько лет лечения после той травмы смогли в свое время вернуть художника к нормальной жизни, но это не могло не сказаться на его здоровье в будущем.

«Белая ночь Петербурга», 1893 год, Холст, масло. 107х147 см, частное собрание
«Белая ночь Петербурга», 1893 год, Холст, масло. 107х147 см, частное собрание

Любая неудача стала приводить художника в депрессию. Возникали новые серьезные затруднения, чаще стали случаться неудачи на выставках. От этого его отчаяние только нарстало. Ему все трудней было конкурировать с молодыми яркими художниками. В первые годы после революции он уезжает в деревню. Умер художник в 1919 году в возрасте 58 лет. Это его последняя картина:

«Пейзаж со снопами», 1919 год, Холст, масло. 81 х 121 см, Государственный Русский музей
«Пейзаж со снопами», 1919 год, Холст, масло. 81 х 121 см, Государственный Русский музей

Вот такая сегодня получилась история. Немного грустная. Но, надеюсь, Вам понравились картины этого художника и эта публикация. Ставьте лайк, подписывайтесь. Ваши лайки и подписки мотивируют писать лучше и больше). Открывайте искусство! Ваш Алекс Маком.