В современном медиапространстве Россию довольно часто сравнивают со странами Азии, называя ее «маленьким Китаем», и дело тут отнюдь не в географической составляющей. Даже при беглом взгляде на карту становится понятно, кто тут действительно маленький! У России и, скажем, Японии или Китая давняя совместная история, крепкие партнерские отношения и много схожих черт: например, трепетное отношение к традициям, богатая и интересная культура и так далее.
Едва ли можно встретить более увлеченных своим делом людей, чем китайцы или японцы, так как практически каждое их достижение, в области музыки, техники, кино или игровой индустрии, превращается в настоящий культурный и, главное, международный феномен. Так получилось и с аниме – японскими анимационными фильмами, источниками сюжетов для которых очень часто становились комиксы (манга), литературные новеллы и компьютерные игры.
До определенного момента японцы считались непревзойденными «королями аниме», что, конечно же, неудивительно. В конце концов, первая анимация такого плана была придумана именно в Японии. Однако очень скоро к ним подтянулись китайские, а затем и корейские аниматоры, которые хотели привнести в аниме черты своей культуры.
Собственно, все это вы, скорее всего, и так знаете: японское или китайское аниме – явление массовое и очень популярное. Однако известно ли вам, что в России тоже есть свое аниме? Нет-нет, не привычные мультфильмы, а именно аниме со всеми характерными для этого жанра особенностями. Нет? Так вот знайте: российское аниме существует. Живите теперь с этой информацией!
Самым известным представителем российского аниме является полнометражная картина «Первый отряд» («First Squad»), премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале 13 мая 2009 года. Справедливости ради отмечу, что к созданию данного проекта причастны не только талантливые российские сценаристы Алексей Климов и Михаил Шприц. Компанию им составили японская «Studio 4°C» и канадская «Molot Entertainment».
Вот как описывал процесс работы над аниме один из авторов проекта Михаил Шприц: «Мы потратили три миллиона долларов на производство фильма и делали его около двух с половиной лет. Сначала мы год писали сценарий сериала, который воплотить не удалось, и потом ещё где-то полгода писали сценарий полного метра, который Вы и увидите с 15 октября в кинотеатрах. Японских аниматоров работает на проекте в разных сценах разное количество.
В препродакшене это может быть очень маленький костяк из режиссёра, режиссёра анимации, автора сценария, арт-директора и иногда дизайнера персонажей (если это отдельный человек). В нашем случае пять человек работало во время препродакшена, а в процессе собственно производства анимации число художников на проекте доходило до 60-70».
Сюжет фильма и прост, и сложен одновременно. 1942 год. СССР является единственной страной, которая успешно противостоит нацистам. Однако параллельно с реальными боевыми действиями между регулярными армиями разворачивается скрытая война двух секретных оккультных служб - немецкого «Аненербе» и советского 6-го отдела военной разведки. На вооружении этих подразделений не танки и самолеты, а магия и волшебство.
При помощи древнего заклинания маги и колдуны «Аненербе» призывают на помощь из царства мертвых дух великого магистра ордена Меча крестоносца барона Гвидо фон Вольфа, павшего 700 лет назад в ходе Ледового побоища. Начальник же советской разведки, генерал Белов, в свою очередь решает подключить к операции по противодействию барону фон Вольфу одного из своих самых одаренных агентов - 14-летнюю девочку Надю, которая, в свою очередь, вызывает из потустороннего мира своих погибших друзей - пионеров-героев, которых нацисты казнили в самом начале войны.
В режиссерской версии действие аниме периодически прерывается псевдодокументальными вставками, в которых якобы очевидцы событий, психологи и врачи комментируют происходящее. Я повторюсь – «псевдодокументальными», это важно, поскольку ни о каких «основано на реальных событиях» речи здесь не идет.
Еще одним весьма успешным российским проектом является аниме-сериал «Эксэлла», увидевший свет в 2011 году. Создал его талантливый и весьма многогранный Андрей Удот, который выступил не только в качестве режиссера и сценариста, но также взял на себя нелегкое бремя продюсера и даже композитора, лично написав музыку для фильма.
События аниме «Экселла» разворачиваются в далекой-далекой галактике….шучу…в далеком-далеком будущем, когда человечество, израсходовав все земные ресурсы, но, так и не отыскав иные пригодные для жизни миры, впадает в анабиоз. Планета погружается во тьму – в бесконечную ночь, а все криокамеры с дремлющими людьми отправляются в подземный комплекс Ксонас.
Непонятно, как долго бы они еще пробыли в бункерах, подключенные к аппаратам, поддерживающим их жизни, если бы однажды не произошел сбой, в результате которого в сознание приходит главная героиня аниме – собственно, оператор комплекса по имени Экселла. Девушка не помнит своего имени, не знает, кто она, где находится, и почему ее подключили к странному аппарату. Поэтому, придя в себя, Экселла отправляется на поиске ответов…
Аниме-сериал «Экселла» - это очень качественный фантастический артхаус с мощной, хоть и весьма себе обычной для аниме идеей и атмосферой триллера в холодном и пустом городе будущего. Анимация фильма выдержана в стильных черно-белых тонах и прекрасно передает гнетущую и мрачную атмосферу постапокалиптического мира.
Отдельного внимания заслуживает пятиминутная анимационная короткометражка под названием «Я люблю тебя», вышедшая в 2010 году. Сценаристом и режиссером картины стал молодой талантливый автор Ринат Тимеркаев, которого после выхода «Я люблю тебя» многие прозвали «русским Синкаем» (Макото Синкай – японский режиссер). Чем же так примечательна эта работа?
Созданная более 10 лет назад, она по сей день остается самой близкой по стилистике к оригинальному японскому аниме из всего, что делали авторы и сценаристы из России! На производство своей короткометражки Ринат Тимеркаев потратил 18 месяцев – 7 месяцев заняло создание визуальной части и еще 11 месяцев потребовалось на поиск композитора и актеров озвучания.
Сюжет фильма представляет собой короткую зарисовку с очень красивыми пейзажами, в которой девушка и парень признаются в любви…в стихах…но не к друг другу… и даже не к каким-то сторонним возлюбленным, а своему городу. Чувственные голоса героев, произносящих прекрасные строки под лиричную музыку, очень напоминают другую аниме-работу – «Пять сантиметров в секунду» от уже упомянутого выше Макото Синкая.
Собственно, во многом именно за это сходство Тимеркаев и получил свое прозвище. Однако в «Я тебя люблю» нет надрыва и душевной боли, поскольку герои не страдают от неразделенной или тяжелой любви, а наоборот наслаждаются своим любимым городом.
Есть еще один аниме-проект под названием «День Рождения в стране чудес», который увидел свет в 2019 году. Картина является экранизацией детской сказки «Chikashitru Kara «no Fushigi na Tabi» писателя Сатико Касивабы.
И, вероятно, я бы не стал упоминать его в контексте данной темы, поскольку и режиссер, и сценарист, и оператор – японцы, если бы не одно «но», имя которому… Илья Кувшинов. За визуальную составляющую аниме «В стране чудес» отвечал именно он – российский художник, и это, согласитесь, очень приятная деталь!
По сюжету фильма очень неуверенная в себе девушка Аканэ, накануне своего 16-летия, отправляется в магазинчик сувениров, чтобы забрать подарок, который ей приготовила мама. Там Аканэ обнаруживает, что ее ладонь идеально совпадает со странным отпечатком в камне, из подвала вдруг вылезает незнакомый мужчина и заявляет, что он - алхимик по имени Гиппократ, а Аканэ должна последовать за ним и его крохотным помощником Пипо в другой мир, чтобы спасти чудесную страну от гибели.
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!