Найти тему

Какие налоговые регистры нужно вести ИП на упрощенке?

ИП, применяющие упрощенный режим налогообложения, не обязаны вести полноценный бухгалтерский учет. Но при этом НК РК требует ведения налогоплательщиками налоговых регистров. Какие именно регистры надо вести? Можно ли вести их в формате excel? Давайте разберемся…

Обратимся к НК РК.

Во-первых, уточним, кто же из ИП не обязан вести бухгалтерский учет. Это ИП, которые одновременно (п.2 ст.2 закона №234 от 28.02.2007 г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»):

  • применяют один из специальных налоговых режимов (в т.ч. упрощенку);
  • не являются плательщиками НДС;
  • не являются субъектами естественных монополий.

Если все три условия выполняются, то бухгалтерский учет можно не вести, а можно ограничиться только ведением и хранением первичных документов и составлением налоговых регистров.

Согласно ст.215 НК РК налоговым регистром является документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения, о полученных деньгах или имуществе от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, а также о расходовании указанных денег или иного имущества.

Налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета. Цели налогового учета указаны в п.5 ст.190 НК РК.

Данные налогового учета отражаются в хронологическом порядке, с обеспечением преемственности данных между налоговыми периодами.

Налогоплательщик (налоговый агент) составляет налоговые регистры в виде специальных форм, которые он разрабатывает самостоятельно (п.1 ст.215 НК РК), либо форму их может утвердить налоговый орган (п.4 ст.215 НК РК).

Т.е. определенной формы налогового регистра (регистров) которые нужно вести всем ИП, нет. В зависимости от вида деятельности или их совокупности, от наличия или отсутствия работников и т.д. каждый ИП может разработать свою форму налогового регистра или вести несколько разных, расшифровывающих ту или иную строку ф.910.00.

Главное, чтобы налоговые регистры содержали обязательные реквизиты, такие как:

  • наименование регистра;
  • ИИН налогоплательщика (налогового агента);
  • период, за который составлен регистр;
  • фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) лица, ответственного за составление регистра.

При этом, согласно п.5 ст.215 НК РК, для ИП, которые в соответствии с законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не ведут бухгалтерский учет, налоговая устанавливает формы налоговых регистров для отражения информации по учету:

  • доходов, в том числе полученных путем безналичных расчетов;
  • приобретенных товаров, работ и услуг;
  • объектов обложения ИПН с доходов физических лиц, подлежащих налогообложению у источника выплаты, а также социальным налогом и социальными платежами;
  • налоговых обязательств по плате за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование водными ресурсами поверхностных источников.

По этой информации регистры нужно вести по утвержденным налоговой формам.

Так, например, налоговый регистр по учету объектов обложения ИПН с доходов физических лиц, подлежащих налогообложению у источника выплаты, а также социальным налогом и социальными платежами утвержден Приказом Минфина №388 от 19.03.2018 г. (Приложение №14).

Форма регистра по учету доходов, в том числе полученных путем безналичных расчетов, приведена в этом же приказе (Приложение №12), форма налогового регистра по учету приобретенных товаров, работ и услуг – в Приложении №13, а форма налогового регистра по учету налоговых обязательств по плате за эмиссии в окружающую среду и плате за пользование водными ресурсами поверхностных источников –в Приложении №15.

Если ИП считает нужным вести дополнительные регистры, детализирующие ту или иную информацию, их форму он уже может разработать самостоятельно.

Также следует иметь ввиду, что согласно п.1 и п. 2 ст.202 НК РК, ИП, не ведущие бухгалтерский учет, обязаны применять первичные учетные документы, формы и требования по составлению которых утверждаются уполномоченным органом. Записи в налоговых регистрах (в т.ч. тех, форма которых разработана ИП самостоятельно) производятся на основании первичных документов.

Таким образом, ИП на упрощенке (без НДС) должен вести как минимум регистр по форме, указанной в Приложении №14 к Приказу Минфина №388 от 19.03.2018 г. (по ИПН у источника выплаты, СН и соцплатежам) и по форме, указанной в Приложении №12 (по доходам), к форме 910.00. При наличии закупок товаров, работ и услуг или при наличии источников эмиссии в окружающую среду ведутся и остальные регистры.

Требований к обязательному ведению их в бумажной форме нет. Вести их можно в формате excel. Но по требованию налоговой при проверке налогоплательщик обязан представить копии налоговых регистров на бумажных носителях, заверенные подписями руководителя и лица, ответственного за их ведение, а также печатью (при ее наличии). Это требование содержится в п.9 ст.215 НК РК.

Вести учет в электронном формате удобно с помощью сервиса онлайн-бухгалтерии от «Mybuh.kz». Простота и понятный интерфейс сервиса позволит вести учет самостоятельно, не прибегая к услугам бухгалтера. Либо вы можете поручить ведение учета нашим специалистам. Оставьте заявку и мы проконсультируем вас подробнее.

Должен ли ИП на упрощенке составлять налоговые регистры.