Найти тему
Nevynosimoe Tomlenie

Роль матери и роман Сомерсета Моэма "Театр"

Оглавление

Полтора месяца назад я перечитала роман Моэма "Театр" - эта книга была для меня в юности довольно знаковой и в условиях тогдашнего книжного безрыбья сильно на меня повлияла. Естественно, сейчас текст, написанный в 1937 году, читается скорее как веселые байки о старых довоенных временах в  Лондоне,  хотя слова "импотент" и "гомосексуалист" я в свое время  впервые узнала именно из этого текста.

Вот что я пишу в своей повести "Серьезные отношения" из цикла "Невыносимое томление плоти":

Конечно, я встречала и таких благородных интеллигентных мужчин, которые настолько восхищались мною как собеседником, что в нерешительности медлили, прежде чем затащить меня в постель, полагая, что это может оскорбить меня. Тогда я тактично рассказывала им историю актрисы Джулии из романа Сомерсета Моэма "Театр", которая так долго держала про запас в качестве друга некого Чарльза, что когда она, наконец, решила-таки 'воспользоваться его услугами', то с недоумением обнаружила, что он уже не склонен предпринимать в отношении нее никаких действий- то есть в силу своего возраста он уже не интересовался женщинами вообще. Словом, я чувствовала, что слишком долго "мариновать" мужчину в статусе подружки не есть гуд.  

Еще мне был очень близок эпизод, как Джулия шла "сниматься", чтобы проверить, клюнут ли на нее мужчины как на женщину, и убедиться в своей сексуальной привлекательности.

Но вот я обнаружила, что один из пользователей Лайлиба, прочитав мою рецензию на роман "Театр", возымел желание обсудить со мной линию сына Джулии - Роджера...

Знаете, бывают в читаемых нами книгах такие эпизоды, которые головой-то нравятся, но  вот чисто эмоционально вызывают некую досаду. Вот примерно то же я испытваю, когда читаю, как Роджер обращает к матери-актрисе свое знаменитое:

"Я боюсь войти к тебе, когда ты одна, так как боюсь не обнаружить там никого".

Вообще у меня двоякое отношение к этой линии обличений со стороны Роджера.
С точки зрения романа линия-то хороша - автор показывает, что на весь этот театр вечной показухи, который для героини стал нормой жизни, можно взглянуть и так, как делает это Роджер. Как всякий представитель  молодого поколения, Роджер  подвергает сомнению - да даже и отрицает- ценности своих родителей, то есть мы имеем архетипический конфликт "отцов и детей", но преломленный именно с учетом специфики актерской карьеры Джулии.

С другой стороны, мне как-то немного жутковато оттого, что Джулия, долгие годы более или менее старательно исполнявшая роль заботливой матери (опять "роль", но ведь по факту все мы играем в жизни социальные роли), в итоге получает со стороны сына такое полное неприятие тех правил поведения, которые она активно исповедует - правил с лозунгом"хорошая мина при плохой игре". Когда Роджер был маленьким, то с ним можно было делать изумительные фотосессии, имевшие бешеный успех у публики... Но вот ребеночек вырос и обрел собственое мнение...
Эмоционально я тут немного раздваиваюсь: отдавая дань этой линии в романе, я как бы считаю Роджера немного неблагодарным сыном, недостаточно ценящим все то, что в него вложили.:)

#культура #литература #сомерсетмоэv #семейныеотношения #материнство #социальные роли #отцыидети

Смотреть подкаст Исповедь нимфоманки в романе Лейлы Слимани "Адель""

Мой второй блог на Дзене - Культурные феномены

Cлушать аудиокнигу «Я становлюсь женщиной»